Калибровка офсета, мониторов и принтеров. Чем отличается хороший дисплей от плохого: методика тестирования экранов

Главная / Монитор

лежит на поверхности: у каждого устройства вывода свой способ формирования картинки и свои неповторимые особенности.

Тем не менее эту проблему вполне можно решить с помощью специальных устройств - калибраторов, позволяющих привести дисплеи и принтеры к «единому знаменателю».

Принято считать, что калибраторы - сложные и дорогие аппараты, предназначенные исключительно для специалистов. Но это не совсем так. Современный рынок решений для управления цветом не только стремится удовлетворить потребности профессионалов, но и предлагает доступные для домашнего пользователя продукты, применять которые не сложнее, чем вытирать пыль с экрана монитора (кстати, это также часть процесса колориметрии). Разумеется, без базовых знаний теории цвета не обойтись: чем больше вы узнаете о проблеме цветового соответствия, тем грамотнее сможете настроить свой монитор. Присмотритесь внимательней - на вашем дисплее чистая рубашка не выглядит ослепительно белой? Тогда мы идем к вам!

Основы теории цвета

«Не пытайся согнуть ложку взглядом - это невозможно. Вместо этого постарайся понять, что нет никакой ложки. И тогда ты увидишь, что не ложка изгибается, а ты сам», - трудно подобрать лучшее объяснение тому, как мы видим цвет, чем это ставшее крылатым выражение из фильма «Матрица».

Самое главное, что надо знать о цвете, - это то, что его не существует. Просто наше воображение навешивает ярлыки «зеленый» или «желтый» на те или иные объекты, исходя из отраженного от них света. Воспринимаемый цвет зависит не только от свойств самого объекта, но и от освещения и среды распространения светового потока: один и тот же лист бумаги под светом лампы накаливания будет желтоватым, а на улице в тени примет голубоватый оттенок. И что интересно, в обоих случаях мы будем считать бумагу белой - это результат цветовой адаптации зрения, благодаря которой мы способны распознавать предметы при значительных изменениях окружающей среды. Аналогично происходит яркостная адаптация: «черный» цвет на экране кажется нам предельно темным, но если выключить монитор, хорошо видно, что экран серый. Говорить здесь о каком-то «обмане зрения» некорректно, потому что все свойства зрения обусловлены естественной необходимостью.

Каждый глаз обладает разной восприимчивостью к цветовым раздражителям: например, с возрастом хрусталик желтеет, ослабляя прохождение синего света, а повреждение этой «линзы» может, наоборот, приводить к «ультрафиолетовому зрению». Восприятие зависит даже от психофизического состояния наблюдателя в данный момент времени. Иными словами, никакой абсолютной истины в цветовых ощущениях быть не может в принципе, и даже если условия наблюдения фиксированы, можно говорить лишь о приблизительной схожести восприятия - с допустимым разбросом. Точная регистрация цвета - удел измерительных приборов, о которых мы и собираемся говорить.

Важно понимать, что зрение различает излучаемый свет и отраженный от предметов, даже если у них одинаковый спектральный состав. Поскольку в ходе эволюции у человека было всего два источника света, Солнце и костер, присвоение цветов имело практический смысл только для несамосветящихся объектов: малиновый, розовый, изумрудный. После изобретения искусственных источников света мы пытаемся приспособить к ним старые понятия, но «зеленый» цвет на мониторе мы физически не можем воспринимать одинаково с тем «зеленым», которым обозначаем зелень листьев или травы. И приложив к монитору лист бумаги, мы никакими настройками монитора и освещения не добьемся, чтобы лист полностью слился с экраном.

Наверняка вы еще не забыли из курса биологии, что зрительная система человека строится из трех видов колбочек - рецепторов длинных, средних и коротких волн видимого диапазона, имеющих максимум чувствительности соответственно в «красной», «зеленой» и «синей» областях спектра. Помимо колбочек, расположенных в центре сетчатки, глаз имеет периферийные рецепторы - палочки, ответственные за ахроматические образы. Существует мнение, что игнорирование роли палочек в механизме распознавания цвета, которая тем сильнее, чем ниже освещенность, привело к созданию заведомо неадекватной модели RGB.

Итак, разновидностей цветных рецепторов всего три, а число распознаваемых тренированным глазом цветовых тонов превышает полторы сотни. Оказалось, что визуально могут восприниматься одинаковыми цвета излучений разного спектрального состава - эффект метамерности. С уменьшением насыщенности и яркости метамерия усиливается; наибольший эффект характерен для белых цветов, поэтому нельзя четко определить «единственно правильный» белый цвет экрана. Обычно цветовой оттенок ахроматического излучения характеризуют цветовой температурой, которая в физике выражается через температуру идеального излучателя, называемого абсолютно черным телом (рис. 1). Свет с равномерным распределением спектральной плотности имеет цветовую температуру 5400 К («точка E» - equal energy point), что примерно соответствует солнечному свету в летний полдень на средних широтах; диапазон нейтрально воспринимаемых оттенков колеблется от 5000-7500 К в естественных условиях до 6000-9500 К на экране монитора. Наиболее часто используемые в технике значения кратко записываются в виде «D65», где буква D обозначает «дневной свет» (daylight), а число 65 - температуру в сотнях кельвинов (в данном случае точное значение 6504 К).

В реальном мире только лампы накаливания могут похвастаться свойствами, близкими к идеальному излучателю Планка, а для мониторов корректнее пользоваться термином «соотнесенная цветовая температура» (correlated color temperature, CCT), который определяет соответствие целого множества метамерных сочетаний цветовой температуре абсолютно черного тела (рис. 2).

Несмотря на то что стандартным освещением для просмотра отпечатков является D50, монитор рекомендуется калибровать под температуру D65, потому что, настроенный на D50, он будет иметь неестественно желтый тон; к тому же в большинстве случаев калибровка под эту температуру приведет к потере яркости и сужению цветового охвата.

Объект калибровки и ее цель

Строго говоря, калибратор - это сверхточный аппарат для настройки и проверки измерительных устройств путем сравнения их показаний с эталоном. Под калибраторами мы в данном случае понимаем те самые измерительные устройства, которые следовало бы проверять по эталону, поэтому правильнее называть их колориметрами (измерителями цвета). Будем считать, что показания колориметра достаточно точны для проведения цветовой калибровки.

Калибровка монитора состоит из двух этапов: собственно калибровки (чтобы не путаться, назовем ее калибрацией) и характеризации. Калибрация заключается в настройке монитора с помощью его органов управления - задании нужной яркости и контрастности, цветового баланса. После этого определяется передаточная характеристика монитора при данных настройках и строится таблица корректировки (приводка гаммы), а по результатам измерений базовых цветов создается профиль монитора. Цветовой профиль - это файл с математическим описанием свойств цветового пространства, который позволяет программам, поддерживающим управление цветом, учитывать особенности используемого устройства отображения.

Настройка яркости и контрастности применительно к ЭЛТ-мониторам означает установку минимальной и максимальной интенсивности создаваемого светового потока (рис. 3). Регулятор яркости следует устанавливать на минимальное значение, еще позволяющее различить детали в тенях, а регулятор контрастности - на максимальное, при котором светлые тона достаточно яркие, не сливаются и комфортны для глаз. Калибровочное программное обеспечение выводит на экран соответствующие изображения, чтобы можно было оценить правильность регулировок зрительным или инструментальным способом. Если говорить о числах, то для ЭЛТ рекомендуется яркость белого 85-100 нит, для ЖК - 100-150 нит.

Цветовая температура выбирается в меню монитора по-разному: из фиксированного набора значений, по шкале, раздельной регулировкой RGB-каналов или комбинацией всех этих методов. Программа калибровки показывает, как изменение настроек сказывается на изображении, какой канал и насколько следует изменить, чтобы достичь нужного баланса. Наибольший цветовой охват, как правило, получается при установке регуляторов RGB в максимальное положение - так называемая «родная» (native) температура монитора. Однако такая температура нередко далека от нормальной, т.е. не воспринимается как нейтральная и не оставляет запаса на будущее, ибо мониторам свойственно старение.

Оговорка про ЭЛТ-мониторы, сделанная выше, не случайна: кинескоп позволяет задать диапазон управляющих напряжений для каждой из трех пушек и получить таким образом не только произвольную балансировку цветовых каналов, но и практически любое сочетание светимости черных и белых областей, а у ЖК-панели нормально варьируется лишь интенсивность задней подсветки - меню настройки имитирует органы регулировки ЭЛТ в меру фантазии производителя, у кого-то получается больше похоже на оригинал, у кого-то меньше. Поэтому обладателям ЖК-мониторов рекомендуется перед началом калибровки применить заводские настройки, если они не вызывают дискомфорта, - считается, что изготовитель должен был выбрать наилучшие значения. Если монитор оснащен цифровым входом DVI, желательно подключаться именно через него.

Чего мы хотим добиться в результате характеризации? Нормализация цвета начинается с балансировки белого, потому что меню монитора высокой точности не дает и для ЖК-панели даже не рекомендуется. Затем надо сбалансировать RGB-каналы для серых полутонов, чтобы они на самом деле стали нейтрально-серыми на протяжении всей градационной шкалы. Важно также достичь определенной нелинейности передаточных функций, чтобы компенсировать восприятие яркости глазом: линейный закон y = x приводит к отображению неадекватных, блеклых цветов, поэтому вместо него используют показательный закон y = xγ (рис. 4). В качестве значения параметра γ (гамма) чаще всего применяется 2,2 для Windows и 1,8 для Mac.

Наконец, в профиль необходимо занести собранную информацию о мониторе: цветовые координаты люминофоров (субпикселов), минимальную и максимальную яркость, гамму и таблицу ее приводки.

В идеале пользователь должен был бы только подключить калибратор и нажать кнопку «Поехали», чтобы компьютер сам настроил монитор, обмерил его и, записав профиль на диск, отрапортовал: «Готово, хозяин. Извольте принять работу». В реальности, несмотря на более чем десятилетнее существование концепции Plug&Play и близящейся к тому же возрасту технологии DDC/CI, настройку монитора от начала и до конца приходится выполнять человеку. Впрочем, как показал опыт тестирования, несовместимость методов управления мониторами может создавать большие проблемы тем программам, которые пытаются работать в режиме полной автоматизации. Необходимо помнить, что после каждого изменения настроек надо подождать несколько секунд, чтобы свойства изображения стабилизировались.

Виды калибровки мониторов

Программная калибровка не требует колориметра и полагается на человеческое зрение. С помощью программы типа Adobe Gamma Loader или современных драйверов видеокарты вы можете на глазок оценить правильность настройки яркости и контрастности, определить цветовую температуру и гамма-показатели для каждого из трех каналов. Недостатки очевидны: расчет на субъективную оценку приводит к получению столь же субъективно правильного результата, цветовой баланс и показатель нелинейности определяются только для одной градации. Это лучше, чем ничего, но к цветовому соответствию нас приближает слабо.

Аппаратно-программный метод, которому посвящена данная статья, основывается на калибрации и характеризации монитора с помощью колориметра, но приводка гаммы выполняется видеокартой, как и при чисто программной калибровке. Недостаток в том, что видеокарта должна поддерживать такую коррекцию с помощью таблицы преобразования (look-up table, LUT). Хорошая новость: это умеют почти все современные адаптеры, а именно созданные в конце 90-х и позднее. Плохая новость: табличные данные необходимо загружать при каждой смене видеорежима или как минимум при включении компьютера - т.е. должна существовать программа, совместимая с вашей версией операционной системы, которая возьмет на себя эту задачу. Разумеется, приложения для свежих версий Windows поставляются вместе с любым калибратором (назначение цветового профиля в Свойствах экрана Windows - это еще не загрузка LUT), а Mac OS имеет встроенные средства.

Аппаратная калибровка предполагает подключение колориметра к самому монитору. Поскольку такие мониторы и совместимые с ними измерители стоят очень дорого и оправдывают себя только у профессионалов высокого уровня, мы не будем рассматривать этот метод. Отметим лишь, что заоблачная стоимость компенсируется существенными достоинствами, недостижимыми с помощью других подходов. Во-первых, если при программной или программно-аппаратной калибровке цвет корректирует видеокарта, то преобразование ограничено глубиной цвета выбранного видеорежима, которая не превышает 8 бит на канал, в то время как профессиональные мониторы могут иметь 10-битовую точность. Во-вторых, при аппаратной калибровке корректирующие данные хранятся в памяти монитора постоянно, им не нужен никакой загрузчик. Из этого вытекает третье достоинство, которое неочевидно на первый взгляд: вы можете иметь отдельный профиль для каждого монитора, если у вас их несколько, - ведь сейчас даже у видеоплат «бюджетного» уровня есть два выхода для подключения мониторов (у ноутбуков это выход на внешний дисплей или проектор). Но Windows позволяет указать только один активный профиль для каждой видеокарты, а программы-загрузчики LUT ориентируются именно на системные установки.

Виды калибраторов

Спектроколориметры, называемые также спектрофотометрами, честно раскладывают на спектральные составляющие весь приходящий световой поток, поэтому дают точное представление о его структуре и являются универсальными приборами цветовых измерений. Но искусная оптическая система, высокоточные датчики и необходимость сложных математических вычислений (интегрирования) требуют больших материальных затрат. К тому же нередко эти приборы оказываются громоздкими (вплоть до того, что под их весом искажается экран ЖК-монитора) и работают слишком медленно, чтобы заинтересовать рядового потребителя.

Колориметры с селективными приемниками, или просто колориметры, спроектированы под конкретную цветовую модель с «красной», «зеленой» и «синей» координатами (в кавычках, потому что это условные названия). Вместо полного спектрального анализа используется ограниченное число отдельных датчиков (обычно три-четыре), светофильтры которых имеют такой характер пропускной способности, чтобы имитировать восприимчивость к излучению той или иной длины волны (рис. 5). Поэтому на выходе датчиков оказываются фактически готовые цветовые координаты и не нужно никакой высшей математики. Но проблема в том, что метод не просто привязан к RGB (т.е. плохо подходит для других базовых цветов), а очень тесно привязан: чем больше разница между базовыми цветами монитора и базовыми цветами колориметра, тем хуже результат. Более того, технически сложно производить светофильтры, особенно красный, с нужными оптическими характеристиками. Поэтому наиболее точными являются системы аппаратной калибровки, где фильтры тщательно подогнаны под конкретную модель кинескопа или ЖК-панели.

Что дальше

Мало построить профиль монитора - им еще надо правильно пользоваться. Очевидно, что цветовое соответствие будет соблюдаться только при сохранении настроек монитора и после его прогрева. Для адекватного восприятия цветов на экране необходимо поддерживать постоянство освещения; если вы собираетесь рассматривать отпечатки, позаботьтесь об установке ламп дневного света, а лучше использовать специальное просмотровое оборудование с калиброванными лампами. На восприятие также влияют цвет стен помещения, цветовая палитра операционной системы - старайтесь использовать нейтральные тона. Не допускайте прямого попадания на экран света и сильных бликов, в том числе от своего лица и светлой одежды; если ваш монитор не комплектовался защитным козырьком, его можно купить отдельно (универсальные козырьки подходят для 17-22-дюймовых моделей). Некоторые профессиональные мониторы поставляются вместе с темным халатом и беретом, однако это не значит, что вам следует сидеть в кромешной темноте, потому что при низкой освещенности чувствительность наших зрительных рецепторов значительно сдвигается в сторону «синей» области спектра.

Проверьте, какие программы автоматически выполняются при запуске системы: не должно быть никаких посторонних загрузчиков профилей, например Adobe Gamma Loader. Забудьте дорогу к меню цветокоррекции в драйвере видеоплаты - оставьте там значения по умолчанию. Регулярно выполняйте верификацию (если возможно) и повторную калибровку, особенно на ЭЛТ-дисплеях.

Редакция выражает благодарность компаниям «Графитек» (www.grafitec.ru) и «Апостроф-Принт» (www.apostrof-print.ru) за предоставленное на тестирование оборудование, а также лично Петру Кузнецову за помощь в подготовке статьи.

Pantone Huey (MEU101)

Слегка неблагозвучное для русского уха слово Huey [‘хьюи] является производным от английского hue («цветовой тон»), что уже само по себе говорит о предназначении устройства.

Этот калибратор обещает стать наиболее доступным по многим критериям. Во-первых, минимальная цена: производитель ориентируется на 90 долл. к моменту начала поставок. Во-вторых, максимальная простота: все, что от вас требуется знать, - какой тип монитора, ЭЛТ или ЖК, вы собираетесь калибровать. В-третьих, максимальная скорость: весь процесс характеризации занимает 52 с. В-четвертых, минимум телодвижений: вам не придется настраивать монитор, а после калибровки датчик сам будет следить за изменением освещения и напомнит, когда потребуется новая калибровка. В-пятых, для него обещают сделать русский перевод справочной системы, который будет доступен на сайте http://pantone.ru .

Работа с Huey выглядит так. После установки программного обеспечения вы перезагружаетесь и подключаете устройство к USB-порту. Пока монитор прогревается хотя бы полчаса (колориметры тоже советуют «прогревать» минут пять), самое время удостовериться в чистоте поверхности экрана. Внутри упаковки вы найдете комплект чистящих средств, состоящий из влажных салфеток и мягкой тряпочки.

При запуске утилиты калибровки первым делом вам предстоит выбрать тип монитора; если вы не знаете, ЖК у вас или ЭЛТ, можете угадать по картинкам. Если ЭЛТ, на глаз по тестовым изображениям следует определить, нужна ли регулировка яркости и контрастности. Затем программа попросит вас установить калибратор на подставку, чтобы он своим внешним датчиком смог измерить освещенность вашего рабочего места с целью адаптации профиля к текущим условиям.

Для построения характеристического профиля требуется закрепить колориметр на поверхности экрана, да так, чтобы он не отвалился во время измерений. Ввиду крайне малой массы единственно возможным методом фиксации является множество мелких присосок. Если прижимать их к ЖК-панели слишком сильно, можно ее повредить или исказить цвета. Поэтому, чтобы обеспечить вакуум при аккуратном надавливании, не забывайте содержать экран и присоски в чистоте.

Как уже говорилось выше, измерения длятся не более минуты. Чтобы вам не было скучно, по экрану и по корпусу Huey будут бегать огоньки, отображающие ход текущего считывания и процесса в целом. Перед сохранением профиля необходимо выбрать его назначение: просмотр веб-страниц, игры, фотография, видеомонтаж и т.п. За такой подход разработчики достойны высшего балла, потому что тут сразу можно посмотреть, как выбор влияет на конечный результат. В других продуктах, наоборот, сначала задаются целевые параметры, потом несколько минут идут измерения, и если результат вам не понравился, необходимо повторять все шаги с самого начала.

После завершения калибровки в панели уведомлений (рядом с часиками) появляется значок резидентной программы, позволяющей в любой момент изменить параметры профиля и настроить адаптацию под условия освещения с интервалом от 10 с до 4 ч - ни в одной другой из рассмотренных моделей ничего подобного нет.

К недостаткам Huey можно отнести лишь то, что он слишком упрощен. Ведь в нашей стране калибраторы пока приобретают не те, кто готов выложить сотню-другую долларов за волшебную палочку, которая «сделает красиво», - пусть не в самом лучшем виде, но зато без необходимости напрягать мозги, в общем, не «американские домохозяйки», а те, кто намерен выжать максимум из своего монитора, кто хочет командовать самостоятельно. Вот для таких серьезно настроенных пользователей Huey не рекомендуется.

При тестировании мы столкнулись с необъяснимой особенностью: на некоторых типах ЖК-панелей результат получался явно ненормальным (то слишком зеленый, то слишком красный) и, более того, разительно менялся в зависимости от угла крепления датчика. У нас тут, конечно, не завод по выпуску панелей, чтобы проверить любые возможные варианты, а всего лишь тестовая лаборатория, но какая-то закономерность просматривалась: все «аномальные» панели были TN-типа (Twisted Neumatic) с обычным матовым покрытием, т.е. наиболее распространенного вида. Как это ни странно, решению проблемы может помочь переустановка или обновление драйверов видеоплаты и монитора.

Pantone ColorVision Spyder2 (GEU110)

Все модели семейства Spyder отличает очень низкая скорость работы: если конкуренты тратят на один замер в среднем 2-5 с, то «пауку» может потребоваться до 14 с. Поэтому продолжительность характеризации составляет почти 7 мин для ЭЛТ и 15,5 мин для ЖК-панели - вполне успеете выпить чашечку кофе. Двукратная разница во времени между ЭЛТ и ЖК объясняется использованием дополнительного инфракрасного фильтра, насадка с которым также является и крышкой для присосок, потому что крепление на ЖК-экране должно осуществляться с помощью противовеса.

Выбор параметров калибровки невелик: гамма - 1,8 или 2,2, цветовая температура - 5000 или 6500 К либо Native - «родная» для вашего монитора. Впрочем, особого разнообразия и не нужно, так как в большинстве случаев рекомендуются значения 2,2/6500.

Настройка яркости и контрастности или источника подсветки производится только на глаз. К сожалению, тестовые изображения содержат слишком грубые градационные переходы, поэтому ваш монитор скорее всего будет удовлетворять им почти при любых настройках. Если у вас есть более качественные тесты (с большим количеством трудноразличимых деталей в тенях и светах), лучше пользуйтесь ими.

Настройка цветовой температуры производится уже по прибору. Вам будут показаны три цветных столбика, по высоте которых можно судить, как регулировать соотношение красного, зеленого и синего. Если у монитора нет раздельных органов управления для цветовых каналов, можно воспользоваться упрощенной методикой - выбирая предустановленные значения температуры. Ничего страшного, если вы вообще не будете настраивать монитор: последнее слово все равно за калибратором и видеоплатой: они и цветовой баланс подгонят, и градации подкорректируют гораздо точнее, чем вы через меню монитора. Как уже говорилось, наибольший смысл аппаратные регулировки имеют для ЭЛТ-мониторов, а ЖК, особенно с цифровым входом, проще всего оставить с настройками по умолчанию, если они для вас комфортны.

Перед началом характеризации еще раз удостоверьтесь, что отключили экранную заставку и «спящий» режим, чтобы столь длительный процесс не пошел насмарку ближе к концу, на самом интересном месте. По завершении калибровки, как и у Huey, вам покажут тестовую фотографию для сравнения «до и после»: если почти нет разницы, значит, ваш монитор сам по себе очень близок к целевым характеристикам. Если разницы нет вовсе, это тревожный сигнал: программа по какой-то причине не может внести изменения в LUT. Такое случается с разными моделями калибраторов: в нашей лаборатории поначалу хандрил Huey, а специалист дистрибуторской фирмы Петр Кузнецов привел похожий случай из личной практики, связанный со Spyder2. Лечится это обычно шаманскими методами - переустановкой программного обеспечения, временной заменой видеокарты и т.п., конкретный совет тут дать трудно.

В качестве бонуса на отдельном компакт-диске вы найдете программу Pantone Colorist - виртуальный цветовой каталог, позволяющий подбирать цвета из наборов Pantone coated Adobe 1998, Pantone coated sRGB, Pantone web-safe и получать их координаты RGB в различной форме hfpkfhff, что очень полезно дизайнерам вообще и веб-дизайнерам в особенности. Зарегистрировавшись на сайте mypantone.com, вы также получите доступ к Flash-программе Inspire Me («А ну-ка, вдохновите меня!»), предлагающей готовые цветовые схемы на любые случаи жизни, и к шуточной Colorstrology, которая на каждый день года предусматривает свой цвет из каталога Pantone в соответствии с канонами астрологических и нумерологических учений.

X-Rite Monaco OPTIX XR (DTP94)

По функциональности эта модель сравнима с Display LT и Spyder2, однако цена ее значительно выше. Выбор гаммы возможен лишь между 1,8 и 2,2, зато цветовая температура задается любая и не обязательно в кельвинах: можно также в координатах xy, в том числе полученных при замере освещения. Для этого следует направить датчик не напрямую на источник света, а на лист белой бумаги. Таким образом, цвета на экране имеют все шансы стать очень похожими на цвета отпечатков, даже если у вас ненормированные рабочие условия (в идеале цветопробу следует проводить при температуре дневного света 5000-6500 К). Подбор яркости и контрастности монитора делается инструментально, но указать точные значения невозможно - это доступно только в профессиональной версии. Кстати, нельзя не упомянуть, что помимо профессионального и стандартного комплектов в продаже встречается hardware-only, т.е. сам колориметр без программ. Он немного дешевле, но без какой-либо совместимой с ним утилиты практической ценности данный вариант не представляет.

В то время как другие разработчики снабдили ПО калибровки встроенной справкой, компания X-Rite предпочла написать отдельное руководство пользователя. Неоспоримое преимущество справочных систем в том, что программы открывают их точно на нужной странице, но руководство по Monaco OPTIX XR уж больно подкупает полнотой изложения материала. Русский перевод этого «гроссбуха» прилагается на дополнительном диске, который вкладывается в каждую официально импортированную коробку, а также свободно доступен на сайте http://x-rite.ru в разделе «Литература».

Pantone Eye-One Display 2 (MEU103)

Несмотря на то что оригинальная версия этого продукта под маркой GretagMacbeth оценивается в 400 долл., программное обеспечение Display 2 по разнообразию функций проигрывает Spyder2PRO. Например, здесь нельзя указывать произвольные целевые значения гаммы и цветовой температуры (что обидно, если вам нравится 9300 К), не предусмотрено верификации (кроме той укороченной, что проводится в конце калибровки любым прибором, даже Huey), просмотра кривых коррекции и режима свободного измерения.

Но есть и значительные преимущества перед Spyder2. Если о более высоком качестве дорогих датчиков можно только подозревать, то более высокая скорость считывания - показатель, не вызывающий сомнения. Особенность, способная заинтересовать профессионалов, - определение цветовой температуры освещения и его интенсивности. В отличие от Huey программа не адаптирует профиль под освещение, а честно показывает вам, насколько оно у вас адекватное для восприятия цветов с экрана и бумаги. Другой серьезный плюс по сравнению с «пауками» - полностью инструментальная настройка монитора. И даже более того, полностью автоматическая настройка профессиональных мониторов серий Eizo ColorEdge и LaCie Electron без помощи человека; по невыясненной причине испытуемая версия программы Eye-One Match 3.5, если не могла обнаружить эти модели мониторов, на некоторых компьютерах отказывалась работать.

Из приятных мелочей: вместо того чтобы пытаться прилепить сенсор точно в область экрана, указываемую программой калибровки, вы сами решаете, где он должен висеть, а программа автоматически находит это место (поиск методом деления пополам занимает 20 с). Только не забывайте, что у большинства ЖК-панелей наилучшее качество обеспечивается именно в центре экрана; даже на хороших панелях у краев яркость заметно ниже и цветопередача «гуляет».

Из неприятных мелочей: белая насадка, которая одновременно является фильтром для измерения освещения и подставкой для хранения, надевается-то легко, а вот снять ее без применения подручных средств, потенциально способных повредить прибор, никому в нашей лаборатории не удалось. Краткое руководство пользователя, что характерно, описывает только процедуру надевания, с которой и ребенок справится без подсказок. Не помешали бы также инструкции по хранению: что у Eye-One, что у Huey коробка очень компактная и привлекает внимание покупателя в магазине, но плохо приспособлена для повторной упаковки. Другое дело, что Huey предусматривает постоянный мониторинг освещения, но Eye-One будет просто стоять на подставке и собирать пыль, если вы не видите необходимости в частом использовании.

Помимо программы калибровки Eye-One Match на диске вы также найдете тестовую утилиту Eye-One Diagnostics, проверяющую работоспособность устройства, и программу i1ColorPoint, которая устанавливается как дополнение к редактору презентаций Microsoft PowerPoint и позволяет преобразовывать цвета в презентациях из цветового пространства монитора в пространство проектора. Разумеется, для этого у вас должен быть профиль аппарата, причем созданный той же программой Eye-One Match (совместимый калибратор проектора приобретается отдельно).

Итак, у нас есть калибратор - спектрофотометр или колориметр. Перед калибровкой и профилированием необходимо будет решить три вопроса: какую цветовую температуру белой точки установить, какую назначить энергетическую яркость и какую установить гамму. Советы можно встретить разные. Выскажу несколько соображений

Цветовая температура

У солнечного дневного света коррелированная цветовая температура составляет примерно от 5000K до 6500K. У ламп накаливания меньше 4000K, флуоресцентные лампы бывают разные и нередки лампы с температурой 8000K. Человек адаптируется к окружающему освещению и рассматривает свет нейтрально-белым однако в сравнении хорошо замечает что лампы накаливания желтят относительно дневного света а флуоресцентные лампы синят.

Комфортная работа за монитором предполагает что белое будет белым а не желтым или синим. Наверняка всем знаком синюшный оттенок некалиброванного монитора с заводскими установками, производители по умолчанию устанавливают белую точку на 8000K - при большей цветовой температуре достигается большая энергетическая яркость. Какую же температуру установить нам? Такую, чтобы белое и все оттенки серого после калибровки и профилирования выглядели нейтрально. Обычно это температура окружающего освещения. Если мы работаем по преимуществу с цветом на оттиске в сравнении с монитором то можно и нужно внести поправку на бумагу. Полиграфические и фотографические бумаги чаще бывают отбеленными и подсиненными - значит цветовая температура для хорошего уравнивания оттиск на монитор должна быть для таких бумаг немного (на 50-200K) выше чем температура окружающего освещения. Так же немного повлияет на адаптацию к освещению цвет окружающей обстановки. Большинство колориметров и спектрофотометров позволяют померить окружающее освещение - его яркость в люксах и цветовую температуру в кельвинах. Белую точку при калибровке я устанавливаю по температуре равной или близкой к значениям измеренного окружающего света. Если результат калибровки не устраивает и все же заметна оттеночность нейтрали на экране я перекалибровываюсь с поправкой белой точки. Простая утилита по ссылке позволит быстро пересчитать нужную белую точку в требуемые для вашей программы калибровки единицы измерения.

Что делать когда работа происходит за ноутбуком в разных условиях? Удобнее всего иметь несколько профилей для разных источников окружающего освещения и переключать их по необходимости. Вобщем я так и делаю. Как переключить профиль монитора прочитать можно Кстати не всегда обязательно выставлять цветовую температуру именно в настройках монитора, с ноутбуком так вообще не сделаешь а многим недорогим мониторам произвольная температура противопоказана: в таких случаях температура белой точки выставляется в цветовом профиле или в нескольких цветовых профилях различная для различных условий окружающего освещения.

Так же можно обратить внимание на стандарты. Общепринятый для телевидения и интернета стандарт sRGB имеет белую точку 6500K так же как и стандарт с более расширенным цветовым охватом Adobe RGB. Стандарт ColorMatchRGB имеет белую точку 5000K. Тем не менее даже если я буду делать изображения только для интернета но сидеть при этом в комфортных условиях при 5000K от качественных ламп с высоким CRI я откалибруюсь приблизительно на 5000K но не 6500K: при 6500K на мониторе и 5000K окружения нейтраль и белый будут ощутимо синить.

На рисунке условно показана относительная разница между цветовой температурой 5000K, 6500K и 8000K.

Энергетическая яркость

Энергетическая яркость в cd/m2 должна быть такой чтобы было комфортно глазам - не тускло но и не слепило. Один из стандартов по оборудованию места цветокорректора советует менее 80 cd/m2 - но это строго в условиях тусклого освещения при котором и читать книжку толком не получится, это реально темно. Иногда советуют для ЭЛТ-мониторов установить яркость 100 канделл а для ЖК-мониторов 120 канделл. Откуда берутся строго эти цифры не известно. Подсевший ЭЛТ-монитор не даст и ста канделл, многие ноутбуки не осилят больше 120. Мне например удобно в условиях нормального освещения калиброваться при энергетической яркости 140 канделл. Разумеется если монитор может столько вытянуть, не все мои мониторы вытягивают но тот что на работе основной (не ноутбук) вытягивает и больше. Поэтому повторюсь: я ставлю яркость такую, чтобы было комфортно, и освещенная тиражная бумага, лежащая на столе, визуально уравнивалась не только по оттенку, но и по яркости на белую точку монитора. Конечно в тех случаях, когда монитор позволяет установить большую яркость. С ноутбуками и слабыми мониторами проще - ставим сколько может вытянуть, вытянул 130 cd/m2 - ну и славно, вытянул 110 - ну хоть так, а что делать: больше чем монитор может светить не сделаешь. Отсюда и уловка производителей установить повыше цветовую температуру по дефолту: при большей цветовой температуре достигается большая энергетическая яркость. Хотя есть современные мониторы, которые спокойно тянут все 200 cd/m2: наверное сидя на солнышке на пляже так комфортно будет работать!-) И когда такая чудовищная яркость стоит по дефолту, некоторые люди жалуются в яндексе, что их монитор слепит. Поверьте, отрегулировать яркость можно и без спектрофотометра!-) Чего не скажешь о цветовом описании монитора icc-профилем: его без измерительного прибора не построить никак, а без описания монитора профилем в операционной системе ничего путного на глазок не выйдет, в системе так и останется торчать профиль по дефолту если не откалиброваться аппаратно колориметром или, лучше, спектрофотометром.

Гамма это степенная функция нелинейной передачи яркостных оттенков. Человеческий глаз также воспринимает яркости нелинейно поэтому гамма выше единицы ближе к восприятию человеческого глаза. В те времена когда колорменеджмент был еще не развит производители мониторов для пц ориентировались на гамму 2,2, производители мониторов для Apple на гамму 1,8. Так древние мониторы ближе соответствовали нелинейному восприятию человеческого глаза и позволяли передать больше воспринимаемых оттенков при низкой 8-битной разрядности видеокарт.

Для современных мониторов и видеокарт с большей разрядностью гамма такой важной роли не играет, можно ставить единицу. Я ставлю по традиции 1,8 на маке и 2,2 на пц. Напомню что стандарт sRGB имеет гамму 2,2.

Приложения использующие CMS будут показывать изображения одинаково при любой установленной гамме, однако на отображение элементов оформления веб-страниц (не картинок), графических элементов программ и операционной системы (фон, панельки, иконки и так далее) гамма повлияет.

На рисунке показана разница в отображении полутонов с гаммой единица, с гаммой 1,8 и с гаммой 2,2.

Наша методика тестирования экранов смартфонов и планшетов состоит из четырёх сравнительно несложных тестов:

  • Измерение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление контрастности по полученным значениям;
  • Определение цветового охвата и точки белого;
  • Измерение цветовой температуры;
  • Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету.

Результаты каждого из этих тестов характеризуют отдельные особенности экрана, поэтому при окончательной оценке качества дисплея стоит воспринимать все четыре теста сразу, а не какой-либо из них в отдельности.

Для определения каждого параметра используется колориметр X-Rite i1Display Pro и программный комплекс Argyll CMS. В этом материале мы расскажем про каждый тест, а также объясним, как читать и понимать полученные нами графики. Итак, поехали!

⇡ Определение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление статической контрастности

На первый взгляд, этот тест кажется самым простым. Для того чтобы измерить яркость белого цвета, мы выводим на экран абсолютно белую картинку и измеряем яркость при помощи колориметра — полученное значение и будет называться яркостью белого поля. А для того чтобы измерить яркость чёрного, мы проделываем то же самое с абсолютно чёрной картинкой. Яркость белого и чёрного полей измеряется в кд/м 2 (канделах на квадратный метр). Контрастность узнаётся и того проще: поделив яркость белого поля на яркость чёрного, мы получаем искомое значение. Величина статической контрастности у практически идеального экрана смартфона или планшета составляет 1000:1, хотя результаты 700:1 и выше можно также назвать отличными.



К сожалению, простым этот тест можно назвать только с виду. В последние годы производители смартфонов пошли по тому же пути, что и производители телевизоров: они стали добавлять различные «улучшайзеры» изображения в прошивку аппаратов. Это не удивительно, а скорее закономерно, потому что почти все крупнейшие производители смартфонов занимаются разработкой телевизоров и/или мониторов.

В случае жидкокристаллических дисплеев (с OLED все ровно наоборот) эти «улучшайзеры» работают, как правило, следующим образом: чем меньше на дисплее светлых точек, тем ниже яркость подсветки. Сделано это, во-первых, для того, чтобы обеспечить большую глубину чёрного на тех изображениях, в которых много этого цвета. А во-вторых, чтобы не тратить зря электроэнергию: если изображение в основном тё мное, нет смысла светить подсветкой на полную катушку — логично её приглушить.

Проблема в том, что реальная контрастность от этого не повышается: при использовании «улучшайзера» светлые участки на тё мном изображении тоже станут чуточку темнее, так что соотношение яркости белого и чё рного в лучшем случае останется таким же, как и при полной подсветке. То есть если на дисплее, оснащё нном динамической оптимизацией подсветки, измерить светимости белого и чё рного полей, как описано выше, а потом просто поделить одно на другое, то получится не настоящее значение контрастности, а довольно абстрактная цифра. Чаще всего — очень заманчивая (вроде 1500:1), но не имеющая ничего общего с реальной контрастностью.

Для того чтобы обойти эту проблему, мы отказались от картинок, полностью залитых чёрным или белым цветом в пользу изображения, состоящего на 50% из белого и на 50% из чё рного. Таких картинок у нас две (50-50 и 50-50-2 на рисунке ниже), соответственно, мы измеряем значения светимости белого и чё рного полей как в верхней, так и в нижней частях дисплея — а вычисленные после деления этих чисел значения контрастности усредняем.


Полный набор тестовых изображений для измерения характеристик LCD-дисплеев

Оптимизация вносит изрядную погрешность в том числе и в измерение других параметров экрана — цветовой температуры и гамм. Поэтому для получения более корректных результатов мы и для этих тестов используем не полностью залитые цветом картинки, а квадраты, занимающие около 50% от площади экрана. Фон при этом заливается белым или чёрным цветом, чтобы соотношение светлых и тёмных точек на дисплее было более равномерным для всех тестовых изображений и динамическая подстройка подсветки вносила минимальные искажения в результаты.

Такой подход позволяет повысить реалистичность полученных значений контрастности и прочих параметров дисплея.

⇡ Измерение цветового охвата

Наш глаз способен воспринимать огромное количество цветов, тонов, полутонов и оттенков. Вот только самые современные дисплеи мобильных устройств — как и их «большие братья», экраны телевизоров и мониторов — пока ещё не способны воспроизвести всё это буйство цвета. Цветовой охват любого современного дисплея очень сильно уступает части спектра, видимой человеческим глазом.

На графике ниже представлен примерный диапазон видимой (оптической) области спектра, или «цветового охвата человеческого глаза». Белым треугольником на нём выделено цветовое пространство sRGB, которое было определено компаниями Microsoft и HP в не очень далёком 1996 году как стандартное цветовое пространство для всего компьютерного оборудования, предполагающего работу с цветом: мониторов, принтеров и так далее.

По сравнению со всей оптической областью спектра цветовой охват sRGB не так уж и велик. А уж по сравнению с полным спектром электромагнитного излучения (не показанном на графике) — и вовсе песчинка в песочнице

Если честно, в работе с цветом всё далеко не просто, крайне запутанно и не так хорошо стандартизировано, как того хотелось бы. Однако, пусть и с изрядной долей условности, можно сказать, что большая часть цифровых изображений рассчитана на использование цветового пространства sRGB.

Из этого есть такое следствие: в идеальном случае цветовой охват дисплея должен совпадать с цветовым пространством sRGB. Тогда вы будете видеть изображения именно такими, какими их задумали их создатели. Если цветовой охват дисплея меньше, то цвета теряют насыщенность. Если больше — то становятся более насыщенными, чем нужно. «Мультяшная» картинка с перенасыщенными цветами, как правило, выглядит наряднее, но это не всегда уместно.


Хорошими значениями цветового охвата можно считать показатели от 90 до 110% sRGB. Дисплеи, цветовой охват которых уже 90%, выдают слишком блеклую картинку. Экраны с более широким цветовым охватом могут ощутимо перенасыщать цвета и делать картинку излишне красочной.

Не очень удачными следует считать и такие настройки дисплея, когда треугольник цветового охвата по площади близок к sRGB, но сильно искажён: это означает, что, вместо предусмотренного стандартом цвета, на дисплее вы увидите какой-то существенно отличающийся от него цвет. Например, оливковый вместо зелёного или морковный вместо насыщенного красного.


Набор изображений для определения цветового охвата





Также во время измерения цветового охвата мы находим координаты точки белого и указываем её на графике. Более подробно о ней мы поговорим в следующем разделе.

⇡ Определение цветовой температуры

Идеальная цветовая температура белого цвета составляет 6500 кельвин. Это связано с тем, что именно такой цветовой температурой характеризуется солнечный свет. То есть такой белый цвет является наиболее естественным и привычным человеческому глазу. Более «тёплые» оттенки белого имеют температуру ниже 6500 К, например 6000 К. Более «холодные» — выше, то есть 8000 или 10000 К и так далее.

Отклонения как в ту, так и в другую сторону, в принципе, нежелательны. При меньшей цветовой температуре изображение на экране устройства приобретает красноватый или желтоватый оттенок. При более высокой — уходит в голубые и синие тона. Также следует иметь в виду, что точка белого у дисплея может в принципе не попадать на кривую Планка, определяющую именно белый цвет. На таком дисплее белый имеет совсем уж нежелательный зеленоватый (очень характерный недостаток ранних AMOLED-дисплеев) или пурпурный оттенок.


В идеале для всех градаций серого — которые по сути представляют собой тот же белый цвет, но меньшей яркости, — цветовая температура и координаты цвета должны быть одинаковыми. Если они отличаются в незначительных пределах, то ничего страшного в этом нет. Если же они резко меняются от градации к градации, то на таком дисплее разные участки чёрно-белых изображений приобретают разный оттенок и в целом получаются слегка «радужными». Это не очень хорошо.

Тестовые изображения, используемые для измерения цветовой температуры

Мы измеряем цветовую температуру для градаций 10, 20, 30 ... 100% от полностью белого цвета. В результате появляется график следующего вида:


⇡ Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету

Если не вдаваться в глубокую теорию, то графиками гамма-кривых можно назвать отношение входящего сигнала к измеренному сигналу, отображаемому монитором.


Набор изображений для измерения гаммы

К сожалению, идеальных дисплеев не существует, поэтому любой цвет на экране отображается с погрешностью, которую вносит ЖК-матрица. Именно эту погрешность мы и будем измерять. Для того чтобы наши измерения не оказались «сферическими в вакууме», на всех графиках гамма-кривых присутствует эталонная кривая, нарисованная чёрным цветом. За эталон принята гамма 2,2, которая используется в цветовых пространствах sRGB, Adobe RGB.



На примерах графиков видно, что полученные нами кривые далеко не всегда совпадают с эталонными. Если гамма-кривая проходит ниже эталонной, то это значит, что полутона на таком дисплее недосвечиваются, выглядят темнее нужного. При этом особенно могут страдать тёмные участки изображения — детали в них теряются. Если кривая идет выше эталонной — то полутона пересвечиваются и теряются уже детали в светлых частях изображения.



Также встречаются гамма-кривые s-образной и z-образной формы. В первом случае изображение получается более контрастным, при этом детали теряются как в светлых частях, так и в тёмных. Во втором случае — наоборот, контрастность занижается, хоть и с выгодой для детальности. Все случаи несоответствия гамм по-своему плохи, так как из-за них картинка на экране получается изменённой по сравнению с оригиналом.

⇡ Выводы

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м 2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.

Одна из хуже всего понимаемых пользователями настроек изображения современных телевизоров (проекторов) - это настройка цветовой температуры.

Изменение данной настройки может привести к тому, что изображение будет казаться слишком красным или слишком синим, правильная настройка этого важнейшего параметра существенно влияет на точность цветов и качество изображения вашего телевизора (проектора).

Исторчник: cnet.com

Далее всё, что относится к телевизором, в той же степени относится и проекторам.
Изображение выше взято отсюда .

Немного науки.

Перед тем, как начать разговор о том, как цветовая температура влияет на изображение, нам надо немного поговорить и о самой цветовой температуре.

Представьте себе воображаемый объект. Хм… Ладно, забудьте. Представьте себе небольшой круг. Абсолютно чёрный круг. Такой, как этот:

Он чёрный, потому что в равной степени поглощает весь свет: зелёный, синий, пурпурный и всё остальное. Если мы нагреем этот воображаемый объект, то он, теоретически, должен излучать заранее известные световые частоты. Поднимите температуру до тёплых и уютных 1200 градусов °C (2200 °F), - он начнёт светиться приятным красным цветом. Если у вас есть тостер, то вы имели возможность видеть подобное: кольца, нагреваясь, испускают красное свечение.

Если вы продолжите поднимать температуру, скажем, до 6000 °C (11000 °F), то свечение будет белым. Если продолжите и доведёте температуру до 9000 - 10000 °C (17000 °F), - то синим. Такой тостер можно заодно использовать и в роли электрообогревателя, чтобы сушить стены.

Конечно, этого идеального предмета, именуемого "идеальным излучателем ", или «чёрным телом», не существует. Правда, графит достаточно близок. Также, градусы по Фаренгейту - это лишь наш американский инструмент, созданный, чтобы сбивать с толку весь мир по поводу того, насколько жарко будет этим летом в долине Сан-Фернандо. По этой причине цветовая температура измеряется в более научных Кельвинах . Не думаю, что вам понадобится переводить из одного в другое, но вот сайт , если вам любопытно.

Более всего сбивает с толку то, что о предмете с более высокой цветовой температурой говорят, что он выглядит «более прохладно» из-за синего свечения. И наоборот, предмет с более низкой цветовой температурой выглядит «более тёплым» из-за красноватого оттенка. Можно пронаблюдать это на примере обычных лампочек. В большинстве магазинов типа «Свет», или «Товары для дома», имеется широкий выбор энергосберегающих лампочек с возможностью прохладной или более тёплой цветовой температуры. Зачастую есть даже демонстрационный стенд, позволяющий посмотреть, как будут выглядеть различные цветовые температуры. Ходят слухи, что я всегда покупаю самый тёплый вариант из предложенного, но это - лишь индивидуальные предпочтения.

Применительно к телевизорам действует стандарт D6500 (указанный организацией CIE), в котором цветовая температура дневного света аппроксимирована до 6500 Кельвинов. Выходит, это довольно важно.

Одна температура, чтобы миром править*

* из «Властелина Колец»

Жизненно важно, чтобы на всех этапах производства фильма или телепрограммы использовалась одна цветовая температура. Без стандарта D6500, все камеры давали бы разные цвета. Представьте себе, что вы смотрите… «Вечернего Урганта», и каждый раз, когда они переключают на другую камеру, ведущий будет более красным или синим. Это отвлекает, если не сказать больше, верно? При производстве подобных программ, мониторы, используемые в процессе редактирования, должны также соответствовать камерам, иначе, опять же, могут получиться неточные цвета. Есть и другие стадии производства, но пока не будем на это отвлекаться. Чтобы удостовериться, что программа (или фильм) на всём своём протяжении смотрится одинаково и передаёт зрителю именну ту атмосферу, которую захотел передать режиссёр, все устройства, вовлечённые в цепочку производства, должны быть настроены на одинаковую цветовую температуру.

Итак, вопрос такой: не хотели бы и вы видеть эту программу/фильм так же?

Регулируемая цветовая температура: подарок от обозревателей телевизоров

Десять лет назад лишь у немногих телевизоров регулировалась цветовая температура. Теперь - почти у всех. Вы можете поблагодарить любимых авторов обзоров: мы непрестанно требовали, чтобы эту регулировку добавили, и, скорее всего, её добавили, чтобы мы заткнулись (это сработало). И вот, теперь у вашего телевизора может быть гораздо более точная цветовая температура.

Проблема в том, что люди не привыкли к точной цветовой температуре. Десителетиями производители телевизоров делали изображение чересчур холодным по умолчанию. Не будучи уверенными, какой именно телевизор окажется на полке магазина, они настраивали все экземпляры одинаково, чтобы изображение хорошо смотрелась именно в условиях магазина. Было быстро понято, что самые яркие модели на полках лучше всего продаются (эта формула продолжает работать и сегодня, во многом объясняя популярность LCD телевизоров).

Благодаря каким-то особенностям эволюции живых организмов, находящимся за гранью моего понимания, наш мозг воспринимает более синий телевизор, как более яркий. Возможно потому, что кроманьонцам достался самый недорогой кабель. Как бы там ни было, производители в итоге делали телевизоры как можно более яркими и как можно более синими, подобно павлинам привлекая ваше внимание к полке «Лучшая Покупка».

То обстоятельство, что этот режим изображения выглядел ужасно у покупателя дома и совершенно неточен, мало кого волновало. Теперь, благодаря тому, что все телевизоры - цифровые, рагулировка цветовой температуры проста, как никогда и сводится к обыкновенному пункту в меню.

Особенности восприятия

Неважно, как установлена цветовая температура вашего телевизора, она вам будет казаться правильной и любое изменение будет казаться «неправильным». Позвольте продемонстрировать:




Обратите внимание на различие цветов. Ключ к загадке - ниже.

Посмотрите на снимки. Тот, что сверху, выглядит красноватым, средний выглядит нормально, нижний выглядит синевато, верно?

А теперь я шокирую вас! Если вы не регулировали цветовую температуру своего телевизора, то он показывает, как на нижнем изображении. Да-да, ваш телевизор - синий.

Эти фотографии сделаны с экрана проектора в режимах цветовой температуры: 5000K (верхняя), D6500 (средняя) и 9000K. В зависимости от того, какой монитор сейчас вы используете, эти изображение могут не показаться настолько же отличающимися друг от друга, насколько они отличаются в реальности, либо же цветовые температуры могут выглядеть неточно, но я надеюсь, что вы основной смысл их различий вы увидите.

Изображение в центре - это то, что режиссёр и оператор-постановщик намеревались получить на этой сцене: типичное облачное утро в Британии, накануне разрушения Земли инопланетной расой Вогонов . Обратите внимание: на нижнем снимке кажется, что погода более прохладная. Возможно, это зимнее утро? Обратите внимание, что цвет травы тоже неточный. А на верхнем снимке кажется, что погода более тёплая, правильно? Как будто летний день? Опять же, это не то, что хотел режиссёр.

Также цветовая температура крайне заметно влияет на оттенки кожи и многое другое.

Однако, тут имеется серьёзный вопрос: а вам не всё ли равно? Если бы вы установили ваш ТВ в тёплый или средний режим цветовой температуры, то первое впечатление будет таким, что изображение выглядит слишком красным. Это потому, что вы привыкли к синему.

Если вам всё равно, то просто оставьте это всё: калибровочная полиция не станет стучаться к вам в двери с требованием изменить установки телевизора на более точные. Но если вы хотите, чтобы изображение больше походило на то, что хотел передать режиссёр, переключитесь в более тёплый режим. Дайте своему мозгу пару дней, чтобы адаптироваться. Если через пару дней вы-таки захотите вернуться к предыдущим настройкам… Но я предупреждаю: они уже будут казаться вам синими.

Калибровка

Когда вы слышите про калибровку вашего телевизора, то это, в основном, относится к цветовой температуре. Используя специальное оборудование, калибровщик может определить, какие настройки изображения должны быть включены, чтобы точно передавать цвета. Затем он c помощью внутренних настроек телевизора сделает так, чтобы цветовая температура у ярких изображений стала такой же, как у тёмных изображений (хотите - верьте, хотите - нет, но это - не данность). Стоит ли эта услуга несколько сотен долларов? Оставлю на ваше усмотрение. Скажу лишь, что, как только я привык к телевизору с точной цветовой температурой и правильно настроенными по точкам цветами (это - тема для отдельной статьи), вернуться к прежним настройкам я уже не смог.

Наконец, цветовая температура - лишь один из параметров, позволяющих получить наилучшее изображение на вашем телевизоре. Если вы не собираетесь производить профессиональную калибровку, то (даже если собираетесь) имеет смысл достать один из многих приличных

© 2024 mchard.ru -- Ноутбук. Работа с текстом. Монитор. Гаджеты. Компьютер. Skype. Восстановление