Как лучше хранить фотографии на компьютере. Жизнь после Picasa: бесплатные программы для организации фотоархива Программа для организации архива цифровых фотографий

Главная / Работа со звуком

Безудержное желание фотографировать всё и вся свойственно любому владельцу цифровой камеры. Поэтому на компьютерах подавляющего большинства пользователей (кто из современных пользователей не фотографирует?) довольно быстро скапливается немыслимое количество снимков, которые зачастую находятся в беспорядочно названных папках и имеют ничего не значащие имена. Найти нужный снимок в таких гигабайтных фотодебрях довольно сложно, ведь каждый раз просматривать весь фотоархив нереально. В итоге уникальные снимки, на которых были запечатлены какие-то памятные минуты жизни, скорее всего, окажутся затерянными среди сонма прочих изображений.
Вместе с тем обеспечить быстрый и удобный доступ к конкретным фотографиям не так уж сложно. Для этого потребуется хорошо продумать систему хранения изображений в своем фотоархиве и привлечь к делу специализированный программный инструментарий.

Хранение снимков на компьютере

Первым делом стоит четко уяснить, что хранение всех снимков в цифровой камере - это не самый удобный и, конечно, не самый надежный способ. Лучше после каждой фотосъемки скачивать фотографии на компьютер, причем делать это как можно скорее - пока воспоминания о событиях еще свежи в памяти. После этого разумно сразу избавляться от плохих кадров - размытых снимков, слабо освещенных фотографий, снимков не в фокусе и т.д. Разумеется, некоторые из них могут быть улучшены теми или иными программными средствами, однако при наличии таких же изображений лучшего качества тратить время на исправление дефектов съемки явно не стоит.

Само собой, при импорте фотографий на компьютер лучше сбрасывать их не в случайно созданные папки - в противном случае в дальнейшем вы будете затрачивать уйму времени на поиск нужных снимков. Следует разработать некую иерархическую систему хранения изображений (с учетом нюансов возможного поиска), а потом сохранять снимки в соответствии с собственной системой правил.

Существует множество вариантов организации хранения изображений в фотоархиве. Чаще всего при распределении снимков по папкам руководствуются календарно-географическим принципом (в этом случае в имени папки фигурируют дата и место - например 2011_05_27_Крит) либо делят снимки по папкам с учетом событий, на которых они были сделаны (скажем, 2011_07_31_День рождения), - рис. 1. Можно также учитывать в системе тематику снимков (пейзажи, животные, цветы и т.д.) и т.д. В общем, у каждого пользователя окажется свой вариант иерархии в фотоархиве, который зависит от значимости для него тех или иных критериев.

Рис. 1. Возможный вариант
структуры папок фотоархива

Кроме того, для поиска может оказаться полезным, если вы будете помечать фотографии ключевыми словами (семья, отпуск, корпоратив и т.п.), объединяя их тем самым в виртуальные тематические коллекции. Это позволит в дальнейшем быстро выявлять (путем фильтрации или иначе - зависит от того, какое программное средство будет использоваться для решения этой задачи) снимки с учетом интересующих ключевых слов. Быстрее назначать такие ключевые слова сразу в процессе импорта изображений с камеры, хотя можно выполнить эту операцию и позднее - после сохранения фотографий на диске. К сожалению, в любом случае первоначальный процесс назначения ключевых слов потребует определенного времени и усилий, правда современные программные средства позволяют назначать ключевые слова сразу группам фотографий, что заметно ускоряет процесс. Кроме того, подходить к назначению ключевых слов нужно обдуманно - с прицелом на предполагаемые нужды и, опираясь на программный инструментарий, который будет задействован для управления фотоархивом.

Что касается имен файлов, то тут не всё однозначно. Желательно использовать описательные имена файлов, по которым можно было бы легко ориентироваться, что это за снимок, поскольку догадаться по имени вида DSC_0705 о том, что это, скажем, снимок с семейного отдыха в Таиланде, совершенно нереально. Поэтому лучше переименовывать снимки по шаблону. Вид шаблона определяется нюансами поиска. Нам представляется предпочтительным присутствие в имени снимка даты (возможно, только года и месяца) и номера кадра - например 2011-09-05_0015.jpg или 2011-09_0015.jpg (15-й кадр, снятый 5 сентября 2011 года или в сентябре 2011 года) - рис. 2. Возможно также добавление к имени снимка названия места или события - вариант имени конкретного фото из группы в таком случае может иметь вид: Thailand_2011-09_0015.jpg. Подобное переименование следует осуществлять в пакетном режиме (вручную переименовывать сотни и тысячи файлов совершенно нереально) - лучше в процессе импорта файлов или сразу после их загрузки в фотоархив.

Рис. 2. Пакетное переименование файлов

Разрабатывая вариант иерархического разделения фотографий, стоит руководствоваться двумя важными принципами. Во­первых, по возможности размещать однотипные фотографии вместе - в дальнейшем это упростит ориентацию. Во­вторых, каждый снимок вносить в архив в единственном экземпляре, в противном случае заметно увеличится объем архива, а также возникнут сложности при необходимости редактирования изображений, имеющих дубликаты. Необходимо также заметить, что удобнее (как в плане ориентации, так и с точки зрения предполагаемого резервирования) хранить свой фотоархив на отдельном диске или в его отдельном разделе (в идеале - на отдельном внешнем диске), куда никакая другая информация сохраняться не будет.

Управление снимками

Управлять фотоархивом после настройки иерархической системы хранения снимков на диске можно с помощью разнообразного программного инструментария. Самое простое и доступное - воспользоваться библиотеками Windows 7. Библиотеки, по сути, представляют собой виртуальные папки, в которых объединяются файлы независимо от их физического расположения. Благодаря этому упрощаются поиск, использование и упорядочение файлов, находящихся на компьютере или в сети. По умолчанию библиотеки предназначены для более эффективного управления документами, музыкой, изображениями и видео, хотя при желании их можно использовать и для организации других файлов. Просмотр файлов в библиотеках осуществляется точно так же, как в обычных папках.

В случае работы с собственным фотоархивом имеет смысл создать специально предназначенную для этого библиотеку, присвоить ей соответствующее имя (например, «Фотоархив»), а затем непосредственно из проводника указать Windows диапазон папок, которые будет содержать новая библиотека (рис. 3). Стоит заметить, что указываемые папки с фотографиями могут храниться на различных носителях (например, на жестком диске стационарного ПК и внешнем жестком диске), но, тем не менее, после помещения их в библиотеку окажется возможным просмотр соответствующих изображений в одном окне. И удобство не только в этом - также можно будет упорядочивать файлы по свойствам (например, по дате, типу и т.п.), сортировать и группировать их по ряду параметров, включая ключевые слова (рис. 4).

Рис. 3. Определение диапазона папок для созданной библиотеки в Windows 7

Рис. 4. Группировка снимков с учетом ключевых слов через библиотеки
Windows 7

Можно пойти иным путем - использовать приглянувшийся просмотрщик графики, в котором имеется минимальный функционал для организации фотоколлекций - как правило, поддержка категорий, меток и оценок (подобные возможности предусмотрены во многих решениях такого плана). Какое решение выбрать - дело вкуса и кошелька, поскольку на рынке можно найти как признанные коммерческие продукты, так и вполне достойные альтернативные бесплатные приложения. В качестве примера назовем хорошо известную большинству пользователей платную программу ACDSee и набирающий популярность бесплатный кроссплатформенный просмотрщик XnView. Оба названных программных продукта предназначены для просмотра, организации и простого редактирования изображений.

Работать со снимками в данных решениях легко и удобно, поскольку разработчики предусмотрели разные варианты просмотра изображений, включили в них простые инструменты для выполнения базовых операций редактирования, продумали функционал для удобного обмена снимками и т.д. Что касается организации фотоархива и получения быстрого доступа к интересующим изображениям, то и тут возможности, конечно, более внушительные, чем в библиотеках Windows 7 (на то и специализированный софт!). Так, рейтинговая оценка изображений позволяет присвоить каждому снимку некоторое значение с точки зрения его ценности (например, качества), благодаря чему в дальнейшем можно будет быстро находить наиболее востребованные оригиналы изображений. Применение цветных меток также упрощает организацию - подобными метками, например, можно отмечать изображения на разных этапах рабочего процесса (одними цветами - исходные снимки, другими - снимки после проведения коррекции, третьими - снимки, отобранные для печати, и т.д.) - рис. 5. Не менее удобно использование категорий, благодаря которым можно моментально найти изображения, относящиеся к конкретной категории или даже сразу к нескольким (рис. 6).

Рис. 5. Использование настраиваемых цветных меток для выделения снимков
в ACDSee

Рис. 6. Быстрое получение доступа к снимкам сразу из двух категорий в XnView

Как правило, еще более удобный вариант управления фотоархивом предоставляют органайзеры фотографий, которые предназначены для упорядочения и сортировки цифровых снимков. Поэтому нет ничего удивительного в наличии в этих продуктах более продвинутых возможностей для организации фотоколлекций и быстрого поиска снимков в них. Решений подобного плана на рынке множество. Часть из них (такие как Apple Aperture, Adobe Photoshop Lightroom, ACDSee Pro Photo Manager и т.п.) достаточно дороги, сложны в освоении и ориентированы на профессиональных фотографов. Вместе с тем домашним пользователям тоже жаловаться не на что - к их услугам многочисленные компактные и простые в освоении приложения, приемлемые по цене либо вообще бесплатные. В качестве примеров подобных программ можно назвать Zoner Photo Studio, PicaJet и Picasa.

Каталогизировать снимки с помощью органайзеров фотографий проще простого - достаточно поместить каждую фотографию сразу в предназначенный ей логический каталог­категорию (рис. 7) или сначала в общее хранилище, а затем присвоить снимкам категории (нередко с возможностью выделения разных категорий иконками), оценки и метки, а также назначить ключевые слова (это определит принадлежность изображений к конкретным логическим группам). Отметим, что назначать ключевые слова можно сразу всем выделенным снимкам и не по одному ключевому слову за один прием (рис. 8) - это существенно сокращает трудоемкость данной операции.

Рис. 7. Добавление файлов с диска в категорию PicaJet

Рис. 8. Назначение ключевых слов в Zoner Photo Studio

Всё это позволит в дальнейшем быстро находить нужные фотографии путем поиска, фильтрации, сортировки и группировки. Особо стоит отметить возможность учета при поиске и фильтрации ключевых слов, благодаря чему становится возможным выполнение сложных поисковых запросов (с учетом не только одного, но и нескольких ключевых слов) - рис. 9. В частности, манипулируя ключевыми словами, можно без особых усилий разыскать в недрах жестких дисков все снимки с закатом на реке, сыном на велосипеде, храмами в ходе реставрации, цветущими яблонями и т.п., причем даже при условии, что съемку таких объектов вы проводили по ходу дел, многократно и в разное время.

Рис. 9. Быстрый поиск с учетом ключевых слов в Zoner Photo Studio

Кратко о продуктах

ACDSee 14.3

Разработчик: ACD Systems

Размер дистрибутива: 71,8 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP2)/Vista/7

Способ распространения: shareware (30-дневная демо-версия - http://www.acdsee.com/en/free-trials)

Цена: 29,99 долл.

ACDSee - всемирно известный просмотрщик графики (рис. 10), ориентированный как на профессионалов, так и на домашних пользователей. Включает инструментарий для быстрого и удобного просмотра файлов самых разных графических форматов, а также аудио­ и видеофайлов и архивов. Помимо просмотра графики, данное решение может быть использовано для редактирования и каталогизации снимков, пакетной обработки файлов, поиска дубликатов, онлайнового обмена изображениями и пр.

Рис. 10. Работа со снимками в ACDSee

В основе каталогизации в ACDSee лежит применение категорий, рейтингов и разноцветных меток. Категории создаются вручную (есть предустановленный список базовых категорий) и могут быть вложенными; для лучшей ориентации категории выделяются разными иконками. Рейтинги в этой программе базовые, а вот метки можно редактировать, что позволяет выделять изображения в логические группы в соответствии с личными задачами. Имеется поддержка ключевых слов и геотэгов, возможно редактирование EXIF- ??и IPTC-данных. Импортируются в категории снимки с самых разных устройств: жесткого диска, компакт­дисков, цифровых камер, флэш­накопителей, сканеров и др. Поддерживается пакетное переименование файлов. Одним щелчком мыши можно отправлять отобранные из разных мест по какому-то принципу файлы в так называемую корзину изображений (Image Basket) для дальнейшего редактирования или обмена. При просмотре изображения отображаются в виде миниатюр, в полноэкранном виде или как слайд­шоу; при необходимости отдельные фрагменты изображения несложно рассмотреть в увеличенном виде с помощью «лупы». Получить более быстрый доступ к нужным снимкам несложно, воспользовавшись сортировкой, группировкой и фильтрацией с учетом размера изображений, даты, рейтинга, меток, EXIF-данных, категорий и ключевых слов.

Встроенная в программу панель редактирования, помимо поддержки базовых операций (вращение, кадрирование и пр.), поможет исправить экспозицию изображения, отрегулировать уровни и кривые, осуществить цветовую коррекцию, избавиться от эффекта красных глаз и шума, а также наложить на изображение стандартные фильтры. Названные операции могут выполняться в отношении не только одиночных снимков, но и сразу нескольких изображений в пакетном режиме. Предусмотрен инструментарий для сравнения изображений и конвертирования их в другие растровые форматы. Кроме того, ACDSee позволяет записывать снимки на CD/DVD-диски, объединять их в слайд­шоу, PDF-файлы и веб­альбомы, а также легко обмениваться изображениями, загружая их в социальные сети, на FTP-серверы и т.д.

Zoner Photo Studio 14

Разработчик : Zoner Software

Размер дистрибутива : Zoner Photo Studio Free - 26,7 Мбайт; Zoner Photo Studio Pro - 87,7 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP2)/Vista/7

Способ распространения: Zoner Photo Studio Free - freeware; две другие редакции - shareware, 30-дневная демо-версия (http://www.zoner.com/ww-en/download-free-photo-program)

Цена : Zoner Photo Studio Home - 34, 99 долл., Zoner Photo Studio Pro - 69,99 долл., Zoner Photo Studio Free - бесплатно

Zoner Photo Studio - недавно появившаяся на рынке, но уже хорошо зарекомендовавшая себя программа для управления и редактирования снимков и организации совместного доступа к ним (рис. 11). Возможности данного решения впечатляют, многие функции реализованы разработчиками с оглядкой на профессиональные продукты, в частности на Adobe Photoshop Lightroom. Программа представлена в трех редакциях: бесплатной Zoner Photo Studio Free и двух коммерческих - Zoner Photo Studio Home и Zoner Photo Studio Pro. Возможности бесплатной редакции ограничены базовым функционалом. Кроме того, у этой редакции нет 64-разрядной версии и она не поддерживает GPU-ускорение, а также работу на двух мониторах.

Рис. 11. Организация фотоколлекции в Zoner Photo Studio

Zoner Photo Studio обеспечивает создание фотоархива в виде набора альбомов на базе существующей структуры папок либо вручную. Альбомы имеют неограниченный уровень вложения, и проще всего их создать, перетащив на папку «Альбомы» навигатора программы соответствующие папки со снимками из окна проводника. Пополнять фотоархив можно непосредственно с устройств (с карт памяти камеры, сканера и пр.), а также путем получения изображений с веб­сайтов, PDF-файлов и др. Изображения при просмотре отображаются в виде пиктограмм или миниатюр, для ускорения доступа к интересующим снимкам несложно воспользоваться сортировкой, встроенным поиском и фильтрацией. При фильтрации и поиске могут учитываться EXIF-данные, ключевые слова, служебная текстовая информация (заголовок, описание и пр.), а также оценки, метки и GPS-координаты (последние вводятся вручную либо считываются с карт Google). Предусмотрена возможность пакетного переименования файлов по шаблону.

Возможности редактирования также внушительны и заинтересуют как новичков, так и продвинутых пользователей. Первые могут ограничиться базовыми функциями (вращением, кадрированием, выравниванием, автоматическим улучшением снимков), а вторым будет небезынтересно обратиться к таким функциям расширенного редактирования, как корректировка уровней, правка цвета, улучшение экспозиции, уменьшение шума и т.п. Любые изменения могут применяться не только к одному, но и сразу к нескольким изображениям в пакетном режиме. Имеется также функционал для конвертирования изображений из форматов RAW в растровые форматы и редактирования EXIF-данных. Избранные фотографии несложно объединить в PDF-слайд­шоу или преобразовать в открытку, возможно даже создание 3D- и HDR-изображений. Что касается публикации, то тут стоит отметить создание веб­галерей, запись DVD-презентаций, печать (по шаблонам и фотокалендарей), отправку по электронной почте, а также загрузку в Facebook, на Flickr и в веб­альбомы Picasa.

PicaJet 2.6

Разработчик: Picajet.com

Размер дистрибутива: PicaJet FX - 5,91 Мбайт; PicaJet Free - 4,81 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2000/2003/XP/Vista/7

Способ распространения: PicaJet Free - freeware; PicaJet FX - shareware, 15-дневная демо-версия (http://www.picajet.com/ru/index.php?page=download)

Цена: PicaJet FX - 490 руб.

PicaJet - удобная и очень простая в применении программа для каталогизации коллекций изображений (рис. 12). Она представлена в двух редакциях: бесплатной PicaJet Free и коммерческой PicaJet FX. В бесплатную редакцию включен только базовый набор функций - в частности не предусмотрено создание категорий, более чем ограничены возможности сортировки и поиска и т.д., поэтому выбирать PicaJet Free для управления большими и сложными архивами не рекомендуем. В коммерческой редакции есть весь необходимый для эффективной организации фотоархивов набор функций, и она вполне может устроить большинство домашних пользователей.

Рис. 12. Управление фотоколлекцией в PicaJet

Для организации фотоархива в PicaJet используются категории, которые создаются автоматически в ходе добавления изображений на базе имеющейся структуры папок и/или на базе IPTC-данных либо вручную. Уровень вложения категорий не ограничен. Добавлять снимки в коллекцию можно с цифровой камеры, сканера, веб­камеры, CD/DVD-дисков и папок жесткого диска. Для ускорения процесса включения изображений в фотоархив разрешается использовать горячие клавиши; также можно быстро импортировать изображения из проводника путем перетаскивания. В целях лучшей идентификации категорий им можно присваивать разнообразные иконки. Назначение категорий производится в ходе импортирования либо вручную, для чего достаточно перетащить группу снимков на категорию. Имеется функционал для пакетного переименования выделенных файлов на основе шаблонов. При необходимости выделенным изображениям несложно добавить описание и/или рейтинг. Просмотр фотографий может осуществляться с группировкой и/или сортировкой по дате, рейтингу, времени импорта и пр.; возможно отображение снимков при просмотре в виде слайд­шоу.

В плане редактирования предусмотрено выполнение таких операций, как кадрирование и вращение, устранение эффекта красных глаз, корректировка резкости, автокоррекция и т.д. Поддерживается быстрая коррекция нескольких снимков одним кликом, а также изменение их размеров и конвертирование в другой графический формат «на лету». Возможна печать фотографий в популярных форматах (включая 9×13, 13×18, 10×15), а также редактирование метаданных (EXIF и IPTC). Что касается обмена, то тут стоит отметить наличие функционала для создания фотогалерей для публикации на веб­сайте, записи коллекций фотографий на компакт­диски, отправки фотографий на мобильный телефон, а также оптимизации фотографий для отправки их по e-mail.

Picasa 3.9

Разработчик: Google

Размер дистрибутива: 14,5 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://dl.google.com/picasa/picasa39-setup.exe)

Цена: бесплатно

Picasa - популярный инструмент для организации, просмотра и простого редактирования фотографий (рис. 13), получивший известность в немалой степени благодаря тесной интеграции с веб­альбомами Picasa. Подобная интеграция расширяет возможности обмена снимками с другими пользователями, и это несомненный плюс. Да и функциональность этой программы в целом на уровне. Однако способ организации снимков, реализованный разработчиками, на наш взгляд, не очень удачен. Кроме того, приложение довольно требовательно к ресурсам и сопровождается весьма посредственно подготовленной справочной системой.

Рис. 13. Организация фотоархива в Picasa

Для каталогизации изображений в Picasa используются альбомы, вложенные альбомы создавать нельзя. Заполняются альбомы вручную, путем разборки найденных после сканирования либо импортирования снимков, что отнимает у пользователя немало времени. Сканирование жестких дисков запускается при первом запуске программы, при этом по умолчанию сканируются все жесткие диски компьютера, что довольно долго - лучше данный процесс прервать, вручную скорректировать через менеджер папок список сканируемых каталогов и вновь запустить сканирование. Фото с жестких дисков добавляются в фотоколлекции автоматически по ходу сканирования, кроме того, можно добавлять снимки вручную путем импортирования изображений с фотокамер, компакт­дисков, карт памяти, сканеров, веб­камер и т.д. Помимо альбомов, в Picasa есть другой инструмент каталогизации - коллекция «Люди». С ее помощью обеспечивается каталогизация снимков по изображенным на них людям с подключением технологии распознавания лиц. Создается данная коллекция в полуавтоматическом режиме - лица на всех снимках распознаются автоматически, а пользователю затем необходимо указать интересующих его лиц на снимках для создания соответствующих им альбомов. При просмотре изображения отображаются в обычном режиме либо в виде слайд­шоу с учетом заданного варианта сортировки (по названию, дате и пр.). Для ускорения доступа к нужным снимкам можно помечать избранные фотографии с помощью меток, а также использовать тэги - они напоминают ключевые слова и позволяют впоследствии легко находить фотографии через встроенный поиск. Можно также указывать географические данные, чтобы привязать снимки к карте Google Earth.

Встроенные инструменты редактирования позволяют изменять размеры фотографий, вращать их, кадрировать, а также выполнять ряд операций по коррекции изображений (устранение эффекта красных глаз, выравнивание, настройка контрастности и цветового баланса и др.). Кроме того, возможно переименование нескольких фотографий и их пакетное редактирование, а также онлайновое редактирование изображений средствами сервиса Picnik.com. Имеется функционал для печати фотографий в базовых форматах, а также редактирования EXIF-данных. При желании несложно создать фотоколлаж из выбранных снимков, записать снимки на компакт­диск, создать видеоролик, объединив фотографии в слайд­шоу, или опубликовать в Blogger. Кроме того, можно предоставить доступ к своим альбомам другим пользователям после добавления их в веб­альбомы Picasa.

XnView 1.99.1

Разработчик: Pierre E Gougelet

Размер дистрибутива: 4,36 Мбайт

Работа под управлением: Windows 95/98/NT/2000/ME/XP/Vista/7; есть версии под Mac OS X и Linux

Способ распространения: freeware (http://www.xnview.com/en/download.html)

Цена: бесплатно (для частного некоммерческого или образовательного использования)

XnView - бесплатный кроссплатформенный просмотрщик изображений и других мультимедиафайлов (рис. 14) с поддержкой очень большого количества форматов (на данный момент - более 500). Программа позволяет легко просматривать, обрабатывать и конвертировать файлы изображений, а также оснащена рядом дополнительных функций, включая наличие простых инструментов для организации фотоколлекций.

Рис. 14. Работа с коллекцией снимков в XnView

Управление фотоархивом в XnView построено на использовании категорий, вложенность которых неограниченна. Присвоение снимкам категорий производится вручную и возможно сразу для всех выделенных либо промаркированных файлов. Добавлять снимки в фотоархив можно с диска, а также со сканеров и цифровых камер. Помимо поддержки категорий, для упрощения ориентации среди множества снимков им можно назначать оценки и цветные метки, а также маркировать. При просмотре фотографий разрешается включать сортировку по дате, оценке, формату, ширине/высоте, ориентации, описанию, комментарию и т.д.; возможен просмотр выбранных снимков в режиме слайд­шоу. Реализован в программе и встроенный поиск с учетом базовых параметров изображений, включая EXIF- и IPTC-данные. Предусмотрена возможность пакетного конвертирования и пакетного переименования файлов.

Утилита оснащена базовым набором функций для редактирования изображений (включая уменьшение размера, вращение, кадрирование), позволяет регулировать яркость, контрастность, гамму и цветовой баланс, имеет инструментарий для автоматической настройки уровней, устранения эффекта красных глаз, наложения простых фильтров и эффектов и др. Многие операции могут применяться сразу к группе изображений в пакетном режиме. Возможно редактирование IPTC-данных. При необходимости утилита XnView также может быть задействована для сравнения изображений, печати файлов, создания панорамных изображений, получения скриншотов, генерации мультистраничных файлов и веб­страниц и ряда других действий.

Заключение

Фотоархивы у всех разные, равно как и требования к работе с ними, однако у всех пользователей поиск нужных снимков в архиве отнимает очень много времени. Кардинально ускорить его может только правильная организация фотоколлекции, что подразумевает продуманную систему каталогов в архиве и применение специализированного программного инструментария.

Иерархическую систему каждый пользователь выбирает сам, исходя из тематики снимков и собственных приоритетов, - тут главное, чтобы вам было удобно. Что касается программного инструментария, то тут всё зависит от требований пользователя в плане каталогизации и сложности предполагаемого поиска. Кому­то будет вполне достаточно возможностей библиотек Windows 7 или простого бесплатного просмотрщика, другие предпочтут более функциональные платные решения: популярную программу для просмотра ACDSee или один из рассмотренных фотоорганайзеров, среди которых наиболее удобной для каталогизации нам показалась программа Zoner Photo Studio.

В нашем походе по Южной Джунгарии затворы наших четырех камер сработали не менее 6000 раз. Съемка была абсолютно разноплановая: люди, горы, цветы, озера, панорамы, панорамы, панорамы... Снимки делали многие из нас, каждый в своем стиле и со своими приоритетами. Если попросить каждого обработать свои фотографии - получится очень красивый совместный альбом из лучших фотографий. У меня же, в голове руководителя похода, была немного другая задачка - сделать один большой фотопоток, где снимки с различных камер дополняют, усиливают и создают целостную атмосферу похода, где каждый возможный момент запечатлен и может быть точкой опоры при написании отчета. В рамках данного поста я расскажу о том, как создавался единый подробный альбом из наших походных фотографий с точными привязками по времени и координатами.

Для каталогизации фотографий я использую лайтрум и обработку буду иллюстрировать именно на примере этой программы. Тем не менее, читатель, использующий альтернативное ПО, может извлечь пользу из предложенного мною подхода и адаптировать его. Предполагается, что читатель обработал не одну тысячу фотографий, прежде чем начал читать этот пост. Хотя, я готов ответить на любые вопросы в комментриях и дополнить тот или иной пункт.

Ввиду того, что размер сообщения достигает объема в 2500 слов,

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

2. Синхронизация фотографий

3. Обработка панорам

3.1. Группировка панорам

3.2. Обработка панорам

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

4. Обработка остальных фотографий

5. Отметка фотографий на карте

6. Экспорт фотографий

Заключение

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

В первые дни все походные «фотографы» находят пару исключительных снимков, обрабатывают их, выкладывают в соц.сети и успокаиваются. Что я бы хотел предложить всем, кто приносит какие-либо фотографии из похода? Просмотрите все ваши фотографии и удалите откровенный мусор. К откровенному мусору я бы причислил те снимки, у которых есть более качественная альтернатива. Например, в серии из нескольких одинаковых портретов можно удалить кадры с закрытыми глазами или нерезкие исполнения, при наличии хорошего кадра. Часто такое бывает, что фотограф не сразу угадывает с экспозицией и делает несколько кадров на пути к желаемому результату. Всю эту предысторию можно также отправить в корзину. Так вот, если каждый «фотограф» почистит подобным образом свои исходники, то создание общего альбома значительно ускорится, ибо в противном случае чисткой мусора занимается главный фотограф.

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

Предполагается, что по окончанию предыдущего пункта все фотографии чудесным образом оказываются на компьютере у главного фотографа. Все, теперь он один на один со всеми фотографиями и у него впереди много работы. Тем не менее, побывав на его месте, я пришел к выводу, что правильная последовательность действий с самого начала может сэкономить очень много времени.

Загружаем все фотки в лайтрум и ложимся спать, пока происходит рендеринг превьюшек. Если у вас медленный компьютер - то полезно прочитать статью и задуматься о рендеринге 1:1 превьюшек. https://helpx.adobe.com/lightroom/kb/optimize-performance-lightroom.html

Одновременно с рендерингом превьюшек лайтрум умеет применять пресеты. Я, честно признаться, в этом деле дилетант, поэтому могу посоветовать лишь « Autotone» из основных встроенных пресетов лайтрума (для ночных снимков потом делаю « reset»). Для всех своих фотографий я изначально выставляю параметры увеличения резкости и уменьшения шума, обеспечивая наилучшее отображения фотографий, сделанных при достаточном освещении (коих в горах абсолютное большинство, а для вечерних и ночных подкручиваю ползунки отдельно). Так как мой единственный (нутыилох.жпг) объектив дает значительные искажения, обязательно активирую исправление геометрии линзы « Lens correction» для всех фотографий. Немного забегая вперед объяснюсь: лайтрум (и, наверное, фотошоп?) при склейке панорам все равно примет во внимание, что я снимаю на линзу со встроенными искажения и все исправит, а вот про программу PTGui я такого сказать не могу (мне кажется там нет встроенных профилей для объективов, не так ли?). В общем, чутье мне подсказывает, что склейка панорам в PTGui будет лучше для «выпрямленных» кадров, впрочем, если это не так, можете натыкать меня носом в комментариях.

Таким образом, в конце шага 1.2 у нас в каталоге импортированы все фотографии и уже даже немного обработаны. Хотелось бы добавить еще такую ремарку - лайтрум сам по себе является неплохим файловым менеджером. В режиме библиотеки вполне удобно создавать новые папки, перекидывать файлы изображений. Кроме того, подобный подход избавляет вас от необходимости “ find missing files and folders”.

2. Синхронизация фотографий

Изначально я импортировал четыре больших папки с исходниками - на каждую камеру своя папка. В первую очередь это удобно при синхронизации фотографий, т.к. точки отсчета времени зачастую не совпадают и нуждаются в синхронизации. В идеальном случае группа перед началом похода собирается где-нибудь с фотоаппаратами, выставляет на всех единое время, а для пущей надежности делает еще и одновременный кадр со всех тушек. (Раз уж пошла такая пьянка, можно синхронизировать диктофон и все, что вы планируете использовать для хронологии похода). Наша группа безусловно планировала это сделать, но что-то пошло не так.

Когда я отсортировал файлы в библиотеке по “ capture time” то конечно обнаружил относительные сдвижки по времени для каждой из камер. Вот группа сидит на перевале и пишет записку, а вот через пару минут ребята начинают на него подъем и так далее. С фотографиями с пентакса все было проще - там дата тупо на месяц позже стояла: P.

По ссылке выше написано и о том, как сбросить отредактированные времена Metadata -> Revert Capture Time to original. Конечным результатом всех ваших манипуляций должен стать единый фотопоток, где кадры с разных камер установлены в правильном хронологическом порядке и имеют правильную привязку к мировому времени. Если поднялись на перевал в 10:40 по Казахстанскому времени, фотки этого перевала должны иметь характерные времена. Это будет критически важно, если вы захотите автоматически привязать фотографии к GPS-треклогу.

3. Обработка панорам

Исключительной особенностью наших походных фотографий стали панорамные снимки. Свыше 2000 кадров объединенные по 3, 5, 40 штук в одно большое полотно. Панорамы в горах популярны в связи с тем, что позволяют объять необъятное, дают богатые сведения о расположении хребтов, перевалов, ледников и т.д. Каждый походный фотограф скорее всего без труда найдет свои панорамы, он их вспомнит. Дела обстоят значительно сложнее, когда чужие кадры панорамы достаются главному фотографу - где начало? Где конец? Это уже вторая панорама пошла, или это второй ряд предыдущей?

Во время написания поста возникла мысль о том, что каждый походный фотограф может в пункте 1.1 не только выкинуть мусор, но и склеить свои панорамы. Тогда исходные файлы для панорамы можно будет исключить, оставив только конечный продукт. В моем случае подобной утопии не было, и все панорамы я склеил сам.

3.1. Группировка панорам

В поиске панорам среди чужих исходников неоценимую помощь оказывает автоматическая группировка фотографий по времени снимка. Эффект очень простой - лайтрум автоматически создает группы, если между соседними кадрами прошлом меньше чем Х секунд, где Х единственный параметр (я использовал Х=8). Лайтрум, безусловно, объединит и много всего лишнего, но с панорамами ошибок не будет. Для этого выделяете все фотографии с какой-нибудь камеры и из контекстного меню запускаете этот могучий инструмент. https:// helpx. adobe. com/ lightroom/ help/ grouping- photos- stacks. html

Дальше - больше, лайтрум также умеет создавать панорамы и hdr прямо из RAW-файлов вашей библиотеки. Он создает новый dng-файл в папке с исходниками, у которого вы также можете крутить все ползунки, как будто при работе с RAW. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/panorama.html

3.2. Обработка панорам

Небольшие панорамы до 10 кадров я создавал в лайтруме, больше 10 - обрабатывал в PTGui. Лайтрум очень удобен при склейке панорам - нажал одну кнопку, подождал и все готово. Результатом склейки панорамы является новый "увесистый" dng-файл, занимащий примерно столько же места, сколько сумма исходных RAW-снимков. Конечный dng-файл можно "без потерь" обрабатывать всеми средствами лайтрума. Если у вас производительный компьютер, резкие снимки и много места на жестком диске - то смело создавайте панорамы в лайтруме. На моем компьютере клеить 10 кадров уже занимало минут 5, и я не смог терпеть. При склейке панорам в лайтруме я оставался в рамках папки с исходниками фотографий.

До лайтрума я успел познакомиться с программой для склейки PTGui и я могу уверенно сказать, что она очень помогла при создании панорам. Из минусов - необходимо обработать и экспортировать JPEG-файлы «паззлов» будущей панорамы, конечный файл не является RAW и его невозможно редактировать lossless «без потерь», как это реализовано в лайтруме. Самый большой плюс - возможность видеть кусок какого файла используется в том или ином месте конечной панорамы. Если у какого-то из файлов «уплыла» резкость - то его вклад в панораму можно минимизировать с помощью маски или полностью выкинуть. Из своего опыта отмечу, что такое приходится делать достаточно часто. В лайтруме маску к нерезкому файлу не нарисуешь - его будет очень заметно на панораме. Ну и потом на больших панорамах в несколько рядов с помощью масок PTGui можно полностью контролировать результат склейки.


Я сделал небольшую сравнительную табличку этих инструментов и всячески агитирую осваивать PTGui, если желаете развиваться в плане создания панорам. В табличке не указан критерий "Используемый объем жесткого диска" , где далеко вперед оторвался PTGui с файлами настроек по 100-200Кб. Размер dng-файла лайтрума примерно равен сумме исходных снимков и в моем случае составлял 100-300Мб на каждую панораму, что в пересчете на количество панорам съедает приличный объем жестого диска. На картинке выше совсем вопиющий случай: на панораму из 5 кадров по 25 Мб лайтрум резервирует почти 200 Мб dng-файл. Если его отрендерить в жпег Q=11/12, то файл будет весить чуть меньше 18 Мб.

В завершение хотелось бы напомнить о существовании инструмента фотошопа content- aware fill (недоступна ни в лайтруме, ни в PTGui). Этот инструмент прекрасно заполняет пустые места (особенно небо) на ваших панорамах и позволяет сохранить информативность ваших панорам без ущерба эстетичности.

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

Для обработки в PTGui я создавал отдельную папку для каждой панорамы и перемещал туда RAW-файлы. Обрабатывал их, экспортировал в JPEG 100% и проводил процедуру склейки. На выходе получался один большой JPEG-файл, которого не было в лайтрум-каталоге после пункта 1.1 - а это значит, что целостность фотопотока нарушалась. Если вы сделали синхронизацию по времени на самом начальном этапе - то при добавление готовой панорамы в лайтрум она встанет на нужное место по времени.

По большому счету, исходные файлы из которых склеиваются панорамы начинают лишь загромождать каталог и мешать процессу. Я считаю, что достаточно логичным выглядит создание отдельной папки для панорам и перемещать туда все «сырье» для панорам, оставляя в исходниках лишь конечные dng и jpeg файлы. Папка с «сырьем» должна находить на уровне исходников. Теперь выделяя все исходники - 1927 файлов с панорамами просто не отображаются в библиотеке - это удобно.

4. Обработка остальных фотографий

Теперь, когда в библиотеке лежат обработанные панорамы и отсутствует «сырье» для них можно приступать к обработке остальных снимков. В ретуши фотографий я недалеко ушел от кнопки «Авто», поэтому предлагаю вам черпать знания об этом в других местах. С технической точки зрения хотел бы вас призвать разработать какую-то методику по сортировке фотографий и заниматься этим с самого начала. А может я и не прав, и в конце гораздо проще пробежаться по библиотеке и отсортировать то, что нужно.

В лайтруме можно использовать рейтинг 0-5 звезд, 6 цветов и флаги. Я в процессе обработки почти не удаляю файлы из каталога (за исключением пропущенного мусора из п.1.1.), обработанный файлам я ставлю оценку 1 звездочку, чтобы потом легко сформировать массив фотографий на экспорт (возможно тут разумнее было бы использовать таки-флаги). https://helpx.adobe.com/lightroom/help/flag-label-rate-photos.html

Для того, чтобы вам проще было придумать свою систему - пару примеров. Красить панорамы голубым, элементы флоры и фауны - зеленым, красным что-то плохое. Групповым фоткам с перевала поставить 5 звездочек, а карты для гугл-земли отметить флагом. Подобная организация файлов в лайтруме в-основном нужна для экспорта тех или иных изображений в отдельные альбомы. В комментариях было бы интересно почитать кто и как использует зведочки, цветы, флажки в лайтруме - особенно интересно про звездочки, так как в фильтре используется отсечка по нижней границе.

5. Отметка фотографий на карте

Фотографии из похода полезно бы отметить на карте, это автоматизирует их геопозиционирование во всяких сервисах типа panoramio и т.д. Кроме того, при использовании в отчетных данных люди смогут понять, где сделана фотография. Отмечать фотографии можно двумя способами, правильно и «как мы».

Правильный способ подразумевает создание треклога на протяжении маршрута. Это такой файл, который содержит отметки о вашем местоположении в конкретный момент времени. В самом деле как только вы синхронизировали все фотографии из похода с мировым временем - можно их автоматически привязать в модуле “ Map” лайтрума. Займет это совсем немного времени и от вас нужно будет просто подождать. За то у всех файлов пропишутся GPS-координаты, это будет удобно. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/maps-module.html

Если у вас нет треклога - разметка фотографий на карте происходит вручную, «как мы» и сделали. Вам понадобится штурман группы, который нарисует нитку пройденного маршрута. Хронометрист группы, который подробно опишет в какой момент времени где находилась группа. Впрочем, любой другой участник, который может отождествлять место по снимку подойдет.

А дальше вы берете, открываете нитку маршрута в гугл-земле на одном мониторе, на соседнем открываете лайтрум и как можно точнее расставляете фотокарточки по карте. Достаточно точно можно разместить фотографии с, фотографии с мест стоянок (при отправке спутниковых сообщений). Все остальной «на глаз» и на совесть.

Кстати, из kmz-нитки, получаемой в гугл-земле можно сделать ориентировочный по времени gpx-файл, который и скормить лайтруму, тогда можно работать без второго монитора. Например, взять координаты из нитки и поставить к каждой точке сдвижку по времени в 1 минуту. Автоматическую привязку не делать, но трек будет видно хотя бы.

6 . Экспорт фотографий

Последний шаг - экспортирование фотографий. От готовых файлов мне прежде всего хотелось, чтобы они все шли в хронологическом порядке, чтобы все были в одном месте и не приходилось искать по разным папкам, чтобы информация о дате была в имени файла - это поможет при написании отчета.

Все эти проблемы решаются правильным именем файла, задаваемого во время экспорта. Первое что пришло в голову - это применение автонумерации: 001, 002, 003. В-общем, это скользкая дорожка, не рекомендую так делать. Если вы захотите заменить какой-то файл в альбоме - нужно будет вручную переименовывать потом новый файл. Если вдруг захотите расширить альбом новыми фотографиями - то придется вклиниваться в последовательность опять же ручным переименованием файлов типа 062а, 062б и т.д., т.к. 063 был занят при предыдущем экспорте. Конечно, можно каждый раз делать экспорт сызнова, обновляю нумерацию, однако я нахожу это непрактичным при размере альбома в более в 1000 файлов.



Я бы предложил именовать файлы вышеуказанным пресетом. В данном случае один и тот же файл будет всегда иметь одно и то же имя и обновляться автоматически. А правильная синхронизация по времени выдаст нужную хронологию. При таком подходе можно будет сначала экспортировать все файлы с нужным разрешением, а потом, к примеру, экспортировать все панорамы в высоком разрешении в ту же самую папку. Всю вот эту меджиковскую порнографию с параметрами съемки в имени файла я не люблю, нафик-нафик.

Заключение

Если оглянуться назад и задаться вопросом - стоило ли оно того, я без сомнения отвечу, что стоило. Я считаю, что лишь в рамках подобного подхода к обработке фотографии можно выжать максимум полезной информации из накопленного материала. С учетом того, что некоторые перевалы были пройдены нами впервые и любая информация по ним представляет ценность для пешего туризма - делать абы как не хотелось.

На протяжении похода возникла идея о составлении статистики похода, и я думаю она бы здесь неплохо смотрелась. На группу из восьми человек у нас было четыре зеркальных камеры и 5 стёкол.

После сортировки мусора осталось 5278 фотографий, 1927 из которых при помощи PTGui были склеены в 140 jpeg-панорам. В лайтруме было склеено еще 103 dng-панорамы, где число сырых файлов на панораму не превышало 10. Было снято 60 hdr-фотографий. В конечном альбоме содержится 20 групповых фотографий. В среднем группа делала 240 кадров в день, 86 из которых составляли крупные jpeg-панорамы.

Ну и на этом все, художественного альбома пока мы не сделали, а альбом на 1500 фотографий показывать просто неприлично. Посмотрите еще раз слайдфильм и танец лучше .

Категория просмотрщиков и органайзеров домашних фотоколлекций уже давно устоялась и имеет своих признанных лидеров в числе Picasa, FastStone Image Viewer, XnView и так далее. Тем не менее новые приложения подобной специализации продолжают появляться и мы считаем необходимым вас с ними знакомить. Тем более, что некоторые новички получаются очень даже интересные. Например, приложение сочетает в себе красивый интерфейс, отличную скорость работы и приличный набор функций.

После установки программы вам предложат импортировать имеющиеся на компьютере изображения. Сделать это можно с помощью стандартного диалога выбора папок или просто перетащив нужные каталоги в окно программы. После этого Phototheca продемонстрирует все добавленные папки в виде красивых иконок. Если пошевелить указателем мыши по одной из них, то программа сразу же покажет некоторые из содержащихся в ней изображений. Таким образом, можно без труда понять, что там находится без необходимости открытия папки.

Слева мы видим панель библиотеки, на которой содержатся ссылки на разные варианты отображения вашей коллекции. Например, вы можете вывести показ файлов по папкам, по времени добавления, последние открытые, отмеченные и так далее. Имеется отображение снимков по времени их создания на сетке календаря или в виде таймлинии, что очень удобно при поиске изображений за нужный вам период.

Очень полезно, что программа еще на стадии добавления файлов анализирует их на наличие дубликатов, а при наличии таковых позволяет просмотреть и удалить ненужное.

В нижней части окна программы содержится панель свойств выбранного снимка, а также панель инструментов, с помощью которых можно произвести с ним некоторые операции. Сразу стоит заметить, что действий этих совсем не много: поворот снимков, слайдшоу, установка отметки, удаление. Зато для работы с тегами Phototheca подходит просто отлично — здесь один из самых удобных инструментов присвоения категорий, который мне приходилось видеть.

Интересной и для многих необходимой функцией программы является скрытие снимков в так называемых «сейфах». Если у вас есть изображения, которые вы не хотите никому показывать, то вы добавляете их в специальную секретную папку программы, устанавливаете пароль и никто кроме вас не получит к ним доступ. Заслуживает также внимания функция автоматического распределения снимков по специальным альбомам Smart Album по заданным вами критериям.

В завершение хочется сказать несколько слов про общее впечатление от программы. Интерфейс явно выбивается из того стандарта для каталогизаторов изображений, который задала еще ACDSee в прошлом веке, и это может отпугнуть одних и привлечь других пользователей. Назначение некоторых кнопок не очевидно и не привычно. Практически все действия выполняются мгновенно и без всяких подсказок и диалогов подтверждения. Впрочем, после более близкого знакомства с этой программой оказывается, что некоторые действия в ней выполняются гораздо легче, чем в аналогах, а интерфейс довольно удобен, стоит только привыкнуть.

«Как лучше хранить фотографии на компьютере?» - мне часто задают этот вопрос, и сегодня я расскажу вам, как это делаю я. Ведь мой архив семейных и клиентских фотографии объемом более 500 Гб требует порядка в хранении, иначе будет трудно оперативно найти нужные фотографии и вообще найти их среди десятков тысяч файлов:).

Я не раз наблюдал ситуацию, когда на компьютере папки с фотографиями хранятся и на рабочем столе, и свалены в кучу-малу в папке «Мои документы», да и просто разбросаны по жесткому диску в разных местах. Т.к. эти папки не имеют названия, по которому можно понять, что там за фотографии, поиск нужного снимка часто заключается в просмотре всех папок и открытия фотографий в них. Для меня это просто кошмар! Все, перехожу к описанию:)

Прежде всего, я уточню про подход, используемый мною для хранения архивных материалов , и это не только фотографии, но также и семейный видеоархив и материалы с семинаров, тренингов и т.д.

Человеческий мозг может вспомнить детали какого-то момента в жизни, если ему уточнить дату и место, когда оно произошло. Такой же подход используется замечательной программой Evernote для сохранения заметок и гипнотизерами (да-да!) для получения деталей из вашего подсознания. Я использую определенный формат даты и описание места или типа события для названия папки. Это позволяет мне быстро найти папки с фотосъемкой на определенную дату и уточнить их по описанию.

Например, я снимаю близких и друзей на дне рождения одного из них восьмого марта этого года. Папку, где я буду хранить фотографии с этой фотосъемки, я назову так «2014.03.08 День рождения. Петя Иванов».

Еще примеры:


Примеры реальные, я только изменил ФИО. Отмечу, что раньше я называл папки латиницей, но сейчас чаще пишу кириллицей, это не принципиально.

Почему дата идет в начале файла и почему это важно?
В начале названия файла я пишу через точку год, потом месяц и потом число даты, когда шла съемка, т. к. это позволяет автоматически выстраивать сортировку по возрастанию даты. Это очень удобно. Для наглядности посмотрите фотографию итоговой структуры для хранения фотографий через одну главу ниже.

Отдельно про хранение фотографий из больших поездок/путешествий

Когда мы ездим в большие поездки, то, конечно, мы привозим помимо впечатлений и много фотографий. Обычно я храню фотографии в дне съемки внутри их общей папки и уточняю место (как на примере ниже) или событие, вот наглядный пример с поездки во Францию (фотографии есть в Facebook):


Если даты съемки попадают на новый год, то я сохраняю их в том году, когда была начата съемка, т. е. как на примере выше, в 2012 г.

Как выглядит итоговая структура для хранения фотографий?

Есть общая папка «!!!Photo» с папками по годам и внутри каждого года уже есть папки с фотографиями.


Как поступать с только что отснятыми или списанными фотографиями?

Если вы разбираете или обрабатываете фотографии после съемки, я рекомендую завести папку, в которую вы будете сохранять все новые фотографии. По мере их обработки вы будете перекладывать их в папку для хранения фотографий.

Это позволяет всегда знать, что фотографии или в архиве или в папке на обработку, а не где-то еще на компьютере. Важный момент - называйте папку сразу правильно, т. е. в формате «дата - событие», чтобы папки сразу сортировались по дате.

А что делать с фотографиями на мобильном телефоне?

Сейчас для многих телефон с его продвинутой камерой - это фактически карманный фотоаппарат. Это удобно, когда можно снять что-то полезное и не очень:), и мы часто оставляем фотографии на телефоне, не разбирая их или списывая на компьютер в первую попавшуюся папку.

Я тоже иногда снимаю на телефон, но придерживаюсь следующих правил с фотографиями на нем:

  • Если это фотографии со встречи или какого-то события, которое я сохраняю в структуре по хранение файлов (например, рабочий проект или посещение какой-то конференции), я списываю фотографию в папку, посвященному этому событию. Принцип названия папки тот же - формат «дата-событие».
  • Если это фотографии «для себя», я сохраняю их в архив с фотографиями, добавляю к названию указание, что они с мобильного телефона, например, «2014.03.23 Home (mobile)».
  • Некоторое количество оперативно нужных фотографий хранится на телефоне, и у меня всегда есть их свежая резервная копия на случай утери телефона. Все ненужные фотографии на нем я удаляю.

И как мне навести порядок с моим хаосом сейчас?

Чтобы навести порядок вам нужно приложить немного усилий и сделать следующие шаги:

  1. Прежде всего - создайте структуру для хранения ваших фотографий.

Если у вас уже очень много папок с фотографиями, вы можете для начала хотя бы сложить их в одну папку, чтобы не искать по всему диску. В дальнейшем по мере поиска или желания переименовывайте папки и переносите в вашу структуру.

  1. Новые фотографии складывайте уже в правильное место.

Я также хочу еще раз напомнить вам, что ваш архив фотографий должен иметь резервную копию, чтобы в случае потери файлов вы не потеряли память в виде фотографий. Уделите этому внимание, не откладывайте не потом и не надейтесь на авось! Я лично уже два раза прошел через это (второй раз - уже без последствий) и знаю, как больно терять единственные снимки, которые уже не восполнить, ваших родных, близких и друзей. Позаботесь о своей страховке в мире ИТ .

Если у вас есть вопросы или замечания к статье - дайте мне знать.

Читайте также

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

    После долгих проб и ошибок, пришел к той же общей структуре, каждый день съемки в отдельной папке, в названии сначала дата, потом пояснение. Для разбора завалов использовал total commander, с пакетной переименовкой файлов по дате создания. Сейчас использую Adobe Lightroom. Дело в том, что в этой программе к каждой фотографии можно присваивать теги и географические координаты. И в итоге, если мне просто нужно найти фотографии человека, без привязки к окрестному событию, я просто указываю, Вася Пупкин, и программа мне показывает все фотографии с этим человеком, которые есть в моем каталоге. Так же можно проводить поиск по любому присвоенному тегу или месту. Кроме того в программе прекрасно реализованы функции собрания фотографий в коллекции, без их физического перемещения, как ручные, так и автоматические, по заданным параметрам. Так что Adobe Lightroom, это не только обработка фотографий, но и очень мощное средство для упорядочивания своих фотографий.

    Григорий, спасибо за то, что поделились вашим опытом!

    Согласен с вами про возможности Adobe Lightroom, хотя для обработки его не использую. У меня был опыт каталогизации фотографий разными программами много лет назад и в итоге текущий вариант оказался самым удобным.

    Я прописываю сейчас теги в iptc (правда не во всех годах) для поиска по ключевым словам (тегам) + не завишу от базы данных лайтрума её надо минимум бекапить периодически и иметь сам Adobe Lightroom (я про лицензионную версию).

    И плюс такой структуры («дата - событие») в том что я применяю её и в других папках, единообразие в управление данными мне комфортнее для работы.

    Тоже использую расклад в папки по годам, а в них по событиям-местам. Еще есть отдельная папка общая - до разборки фото и папка с фото-цитатами (с телефона, бывает что-то интересное прочитаю и фотаю страницу). Вот только неудобство - когда ищу определенное фото, допустим год знаю, а место не помню - неудобно все папки открывать и искать. Может кто сталкивался с такой же проблемкой и есть решение, которое вы любезно напишите простым языком для «не техников»:)

    Инесса, спасибо за комментарий.

    Я иногда тоже фотографирую интересные статьи из бумажных изданий и подписываю тогда файл как краткую идею статьи. И тогда эти слова (фактически тэги) легко найти обычным поиском по файлам. Также называю и документы и диктофонные записи и другие файлы.

    Как другой вариант использовать программу для ведения тегов к статье для быстрого поиска, например Evernote. Также активно ей пользуюсь для ведения заметок и совместной работы над проектами.

    Пробовали вы такие способы?

    Совет для тех, кто уже имеет много отснятого материала, а процесс сортировки как- то подзапустил- с катологизацией достаточно успешно справляется программа Picasa. Сортирует по годам, мероприятиям, и персоналиям. Сами фотографии при этом остаются на местах.

    Михаил, добрый день!

    Упустил ваш комментарий из виду:(, исправляюсь.

    Создание структуры для хранения информации, в данном примере фотографий, позволяет не только удобно их находить, но также и делать резервную копию.

    Не все это делают (до первой потери данных), но те кто делает резервную копию выборочных данных (документов, фотографий и т.п.) оценят это удобство и исключение потери забытых фотографий.

    Picasa также удобно использовать, чтобы понять где же находяться сейчас фотографии.

    Приветствую! Данная тема очень актуальна, спасибо за Ваше описание.

    У меня вопрос: А вы фото и видео вместе храните или помимо папки!!!Photo есть еще и!!!Video.

    Я по началу сортировал отдельно, но по мере пользования больше склоняюсь к тому что удобнее хранить фото и видео вместе. Ведь бывает снимаешь фото а попросили снять немного видео какой то эпизод и это все к примеру на каком то мероприятии в один и тот же день, ну не будешь же из за этого в папке с фото хранить фото а в папке видео - видео.

    Как вы на это смотрите??? Я прав?

    Иван, добрый день.

    Я не встречал программы, которые сделают удобный поиск по фотографиям в автоматическом режиме. Если у вас на компьютере тысячи файлов, не имеющих в название описание, а только цифры, то программа не сможет никак автоматически поставить теги. Я не встречал программы для дома, которые могут очень точно по картинке проставить теги. Есть наработки у Гугл (Пикаса) по идентификации лиц, это да.

    Сергей, добрый день!

    Ответил вам новым сообщением:(неделю назад, исправляюсь.

    Спасибо за вопрос.

    Сергей, добрый день!

    У меня есть папка!!!Video, в ней хранятся видеозаписи сделанные HD видеокамерой. Т.к. размер достаточно большой (почти 1Тб, то для бекапа удобней, чтобы видео с HD камеры хранилось отдельно).

    Если видео снято на мобильный телефон вместе со множеством фотографий, то я допускаю его хранение вместе с фотографиями в соответствующей папке, в том году даже использовал ярлыки для удобства, можно также делать жёсткие ссылки на папки (например, через файл менеджер FAR). В любом случае у меня не более двух точек поиска информации.

    Я за то, чтобы использовать максимально удобную и простую структуру для хранения информации и если удобней фото и видео хранить в одном месте - почему бы и нет! Тем более вы снимаете фото и видео одной камерой, как я понял.

    Спасибо за вопрос.

    ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ищу программу, которая автоматически проПарсит мой ПК и предложит сама по папкам всё разложить. Далее - раскладывает, добавляя теги(взятые из дат создания, дат редактирования, имени файла, комментариев в фото, типу и моих собственных, в процессе пользования программой и т.п.) . Далее удобный поиск, пишу "февраль" и он находит все фотки с таким тегом + к моим фоткам добавляет фотки из интернета с таким же тегом. ЭТА программа ЕСТЬ в природе. Я ей пользовался и даже помню, как злился, что она накачивала какие-то фотки из интернета на мои поиски. Я тогда гнался за местом. Сейчас цель - нафаршированный комбаин контента. Чтобы иметь картотеку медиа, использовать файлы по проектам, при этом не плодить их и не делать всё ВРУЧНУЮ. Всё, что описано в статье - ПЛОХО. На то и ПК, чтобы всё автоматизировать

    Иван, добрый день.

    Я не встречал программы, которые сделают удобный поиск по фотографиям в автоматическом режиме. Если у вас на компьютере тысячи файлов, не имеющих в название описание, а только цифры, то программа не сможет никак автоматически поставить теги. Я не встречал программы для дома, которые могут очень точно по картинке проставить теги. Есть наработки у Гугл (Пикаса) по идентификации лиц, это да, но события, места и другие детали - нет.

    Я добавляю к своим фотографиям IPTC тэги (ключевые слова) и уже по ним нахожу нужные. Этот способ работает, как и вариант использования сторонней программы (например, Лайтрум).

    Я не делаю всё вручную, теги прописываю сразу многим файлам, часто это занимает примерно около 2-10 минут на папку. Для меня ПК - инструмент, но не средство автоматизации (за плечами есть опыт ИТ и хорошо знакомо, что автоматизируется обычно порядок, а не хаос).

    Если вы уже даже пользовались ею, то наверняка запомнили программу, на которую даже злились. Поделитесь с нами, если найдетё.

    Возможно вы работали с Пикасой (судя по описанному вами её поведению) или Лайтрумом.

    Привет, сейчас очень актуальный вопрос переноса фото и видео в облако, у меня 1тб примерно общего объема, выбрал для этого филикр тк он дает 1тб бесплатно, но к сожалению там нет возможности создать структуру как у тебя и у меня по папкам, у меня структура еще разбита временем года (осень зима И так далее) например /2015/осень/поездка на дачу/ и в облаке остается только конечная папка (поездка на дачу) ну поесть просто куча папок по имени

    Григорий, я присматривался к Фликр и хранилищу от Canon, но в первом случае мне как раз не понравилось отсутствия структуры, хоть и в exif есть дата и время, но я люблю хранить\бекапить так как удобно мне, а не инструменту.

    Во втором случае были ограничения на файлы и потом сервис стал платным.

    Я считаю важным для надёжности хранить ДВЕ копии данных в разных местах, облако может быть одним из них. Главное синхронизировать ваши копии для их актуального состояния. Я сам только облачным решениям не доверяю, был негативный опыт у меня и знакомых. Но как решения для бекапа - рассматриваю.

    Если у вас уже есть аккаунт в облаке маил.ру с 1Тб, то я бы порекомендовал его. Сам присматриваюсь к яндексу диску, в котором 1Тб как и в облаке от Майкрософт за 2000руб.

    Яндекс диск для меня гибче, чем решение Майкрософт, хотя во втором случае можно получить и лицензию на 1 год на пакет МС Офис.

    Спасибо за то, что поделились своей системой хранения фотографий! У меня примерно такой же подход.

    А заинтересовало вот что. Есть ли какой-то тайный смысл в том, чтобы прибавлять 3 восклицательных знака к названию папки? (!!!Video)

    Александра, добрый день.

    В какой-то статье я касался этого момента, видимо здесь забыл его уточнить.

    Восклицательные знаки я ставлю чтобы папка была выше всех при сортировки по имени. Я всегда знаю, что папка с фотографиями на диске "D" самая верхняя. Два знака (!!) имеет папка с базой картинок и интересных фотографий, а один знак (!) имеет папка с базой данной по полезным материалам.

    Это давняя привычка ещё до времён Windows. Вы также можете использовать и другие знаки при необходимости.

    P.S. Нашёл в какой статье было уточнение про это - http://сайт/myself/25b5f4b59a06

    Лично я для себя выработал следующий способ:

    http://rebus-x.livejournal.com/908.html

    Вкратце суть в том, чтобы вырабатывать нечто вроде "тегов" самому и писать всё это дело с разделителями в имя файла. Проще не придумаешь (если не учитывать труд на раздачу имён файлам), при поиске сплошные преимущества. Прекрасно сочетается с раскладыванием по папкам.

    Фотографий у меня не слишком много, но с ними поступаю так же. А придумывалось это, чтобы привести в порядок базу фототекстур, с целью как можно быстрее находить не только строго определённую, но и вообще подходящие для какого-то случая. Возможно, кому-нибудь пригодится.

    Роман, спасибо, что поделились вариантом хранения.

    Сам я для фотографий использую и IPTC тэги, но это для фотографий с 2010 года только. Для поиска по ключевым словам использую эти тэги.

    Учитывая объём фотографий и их хранение в форматах raw и jpg (отобранных) переименовывать их будет долго, что не стоит потраченного на это времени. Ведь я всегда могу быстро найти нужную мне папку и в режиме просмотра миниатюр (Irfanview или стандартными средствами Windows) найти нужную мне фотографию.

    Для документов я использую грамотные названия файлов (близко к вашему методу) и хранение в удобной для меня структуре.

    Хорошей недели!

    В качестве дополнения могу предложить простой способ отбора и поиска наиболее удачных (значимых) фотографий. Внутри каждой папки с датой и событием я создаю папку с условным индексом!AAAAA в её названии. В эту папку я помещаю наиболее удачные фотографии из серии и произвожу отбор путём переноса из основного массива.

    Впоследствии для автоматического отбора наиболее удачных фотографий в массиве фото произвожу поиск по ключу!AAAAA и в любом проводнике результаты поиска копирую в новую папку. Новая папка в итоге содержит лучшие фотографии и не представляет ценности, так как в массиве хранятся исходники. Для разных критериев поиска можно создавать папки с разными условными индексами в названиях, допустим, !BBBBB !ССССС и так далее. В корне архива с фотографиями содержится короткий текстовый документ с комментариями, относительно значений индексов. Как-то так. В итоге я получаю свободу от разных программ-каталогизаторов, которые с годами меняются, а также свободу от баз разных программ, логику которых не всегда можно понять и принять.

© 2017 сайт

Чем больше вы фотографируете, тем более актуальной становится проблема организации фотоархива. Многие люди не утруждают себя подобными вопросами и просто сваливают все фотографии в стандартную папку под названием «Изображения» или «My Pictures», расположенную, естественно, в самом уязвимом месте, т.е. на системном диске. Со временем там скапливаются сотни, а затем и тысячи несистематизированных фотографий, и когда возникает необходимость найти в этом хаосе нужный кадр, приходится перелопачивать весь архив. Если же фотографии не собраны в едином каталоге, а, как это тоже нередко бывает, произвольно разбросаны по всему жёсткому диску, то поиск конкретного снимка, а то и целой фотосессии может стать весьма нетривиальной задачей. Мы даже не говорим о рисках, связанных с переустановкой операционной системы, или, что ещё хуже, переездом на новый компьютер.

Словом, чем раньше вы озаботитесь вопросом правильной организации хранения фотографий, тем проще вам будет, когда количество снимков в вашем архиве вырастет до десятков тысяч.

Где хранить фотографии?

Однозначно не на системном диске. И уж точно не в стандартной папке «Pictures», которую могут использовать для своих сомнительных целей самые разные приложения. Для хранения фотографий я рекомендую вам выделить как минимум отдельный логический диск. Ещё лучше, если это будет отдельный винчестер, благо, стоят они на сегодняшний день недорого.

Программы-каталогизаторы

В общем-то, для организации фотоархива можно обойтись и без каких-либо специальных программ. Используя любой универсальный файловый менеджер, вроде Проводника Windows или Total Commander, вы можете вручную перетащить файлы с камеры на винчестер и раскидать их по папкам. Однако подобные менеджеры не приспособлены для работы именно с изображениями (особенно с большим количеством изображений), и потому не позволяют толком ни сортировать, ни просматривать, ни переименовывать снимки, ни тем более присваивать им рейтинги. Для всех этих целей лучше воспользоваться какой-нибудь специализированной программой для просмотра и каталогизации изображений.

Лично я пользуюсь Nikon ViewNX-i и Adobe Bridge. Более серьёзные фотографы предпочитают Photo Mechanic. Это дело вкуса.

Популярный RAW-конвертер Adobe Lightroom содержит свой собственный встроенный каталогизатор (модуль Library) с весьма достойным функционалом. Почему я им не пользуюсь? Всё дело в том, что в Lightroom мы работаем не с файлами и папками как таковыми, а с некими виртуальными каталогами (Apple Aperture действует схожим образом). Мне эта идея совершенно не по душе. Я предпочитаю работать непосредственно с живыми файлами, лежащими в настоящих каталогах, куда я их собственноручно помещаю, и всегда чётко представлять, где находятся все мои фотографии на любых этапах их редактирования. Lightroom же считает, что он умнее фотографа, и постоянно путается под ногами. Впрочем, это моё личное мнение и я вам его не навязываю, тем более что многих система лайтрумовских каталогов полностью устраивает.

Структура папок

Можно выделить два основных подхода к построению иерархии папок. В первом случае отправной точкой служит дата, а во втором – предмет или место съёмки.

Группировка по годам является наиболее распространённым способом организации фотографий. Выглядит это обычно следующим образом: каждый год вы создаёте новую папку, имя которой соответствует текущему году, и уже внутри этой папки создаёте каталоги для каждой конкретной фотосессии или тематической группы фотосессий. На следующий год вы переходите к новой папке. Получается примерно такая структура:

  • Фотоархив
      • Поход в зоопарк
      • Поездка в Ергаки
      • День рождения бабушки
      • Концерт «Disaster Area»

Если какие-то однотипные события повторяются, можно добавить дополнительные уровни, например вот так:

    • Туризм
      • Кольский полуостров
      • Подмосковье
        • апрель 30 - май 1
        • июнь 18-19
        • июль 25-31

Ваша структура может выглядеть иначе – желательно, чтобы она соответствовала именно вашим потребностям. Иными словами, у вас должен быть определённый план, позволяющий упорядочить ваш архив.

Для событий, повторяющихся регулярно из года в год, целесообразно использовать первичную группировку не по году, а по событию. Например, если вы каждую зиму ездите в Хибины кататься на лыжах, то стоит в корневом каталоге создать папку «Хибины», а уже в ней соответствующие каждому году подпапки: «2014», «2015», «2016» и т.д.

Можно упорядочить фотографии, разделив их на жанры: «Предметная съёмка», «Портреты», «Путешествия», «Макросъёмка» и пр. Каждая из этих папок может быть разбита на подразделы в соответствии со своим содержимым. Например, если бы я снимал свадьбы, то у меня была бы большая папка, озаглавленная «Свадьбы», в ней папки для каждого года, а уже в них – для каждой конкретной свадьбы.

Словом, проявите фантазию. В любом случае вам придётся создать свою собственную иерархию каталогов, поскольку только вы можете иметь адекватное представление о качественном и количественном составе своего фотоархива. Важно, чтобы логика построения иерархии была для вас прозрачной и позволяла без большого труда отыскать нужные снимки даже спустя годы. Это означает, что единожды определившись с организационными принципами, которые вы будете применять к своим фотографиям, вы должны стараться последовательно придерживаться этих принципов в дальнейшем. Впрочем, нет ничего плохого в том, чтобы раз в несколько лет перебирать свой архив и вносить определённые коррективы в его организацию. Главное, не пускать дело на самотёк.

Как быть с различными форматами?

Один и тот же снимок может существовать в нескольких форматах. Например, вы снимаете в RAW , затем конвертируете файлы в TIFF, а после обработки в Фотошопе сохраняете конечный результат как JPEG. При этом вы бы не хотели удалять исходные файлы, поскольку они могут вам пригодиться в будущем. Как это увязать с описанными выше способами каталогизации? Есть несколько путей.

Во-первых, можно сохранять производные файлы в тех же папках, что и исходные. Единственный плюс данного способа в том, что все файлы, относящиеся к одному снимку, лежат в одном месте. Основной же минус в том, что в одной папке скапливается слишком много файлов (зачастую с одинаковыми именами), которые крайне редко бывают нужны единовременно, что сильно затрудняет сортировку и просмотр фотографий.

Во-вторых, в каждой конечной папке вашего фотоархива можно создать отдельные папки для каждого формата, например «RAW» и «TIFF». Однако это значительно усложняет и без того изрядно разветвлённую структуру каталогов.

И, наконец, в третьих, можно создать несколько отдельных архивов, причём структура папок в каждом них может быть как параллельной, так и совершенно независимой.

Пример метакаталога

На жёстком диске, выделенном для хранения фотографий, у меня имеется большая папка «Photos». Она разбита на следующие 5 подпапок: «1 - New», «2 - Workflow», «3 - RAW», «4 - Edited» и «5 - Stock». Их содержимое и внутренняя структура таковы:

Пака «1 - New» предназначена для свежеотснятого материала. Снимки там подолгу не задерживаются, и потому необходимость в развитой структуре отсутствует. Каждый раз, подключая камеру к компьютеру, я создаю в папке «1 - New» новую папку с порядковым номером, обозначающим конкретную фотосессию, и переписываю туда все имеющиеся на карте памяти RAW-файлы. Когда у меня появляется время, я возвращаюсь к этой папке и сортирую её содержимое: часть фалов перемещается в папку «2 - Workflow», а остальное удаляется, после чего удаляется и сама папка. Одновременно в папке «1 - New» у меня живёт не более десяти папок.

В папке «2 - Workflow» лежат те файлы (как RAW, так и TIFF) с которыми я работаю в настоящее время. Они могут быть свалены в одну кучу, а могут быть разнесены по временным папкам. По завершению обработки RAW-файлы (вместе с файлами настроек.xmp) отправляются в папку «3 - RAW», а конечные TIFF или JPEG файлы – в папку «4 - Edited».

Папка «3 - RAW» разбита по годам, а годы по кварталам. Я крайне редко возвращаюсь к старым RAW-файлам, а потому подобного механического способа организации вполне достаточно.

Папка «4 - Edited» – самая главная папка моего фотоархива. В ней хранятся конечные варианты отредактированных фотографий. Она разбита на многочисленные папки, соответствующие основным жанрам и регулярно посещаемым локациям, а каждая из этих папок подразделяется в свою очередь либо по дате, либо по месту, либо по конкретному предмету съёмки – в зависимости от того, какой иерархический принцип я счёл наиболее уместным в том или ином случае. Подробнее об этом мы говорили выше.

Кроме того, я упомянул папку «5 - Stock». Туда помещаются копии файлов из папки «4 - Edited», предназначенные для коммерческого использования. Внутренняя структура папок здесь весьма специфична, а, главное, непостоянна и переменчива, в связи с чем, мы не будем заострять на ней своё внимание.

Очевидно, что мой подход к каталогизации фотографий подходит далеко не для всех, но мне хотелось показать вам общий принцип организации фотоархива, с тем, чтобы вам было проще придумать собственную систему.

Имена файлов

К сожалению, большинство фотокамер дают снимкам бессмысленные имена вида «DSC_0001». Такие названия мало того что не несут никакой информации о снимке, так ещё и таят в себе немалую опасность. После того как вы отснимете 9999 кадров (а это произойдёт быстрее, чем вы думаете) счётчик обнулится и имена файлов начнут повторяться. Если файлы с идентичными именами попадут в одну папку, вы рискуете либо попросту утратить более ранние снимки, либо, если повезёт, получить совсем уж странные пары имён вроде «DSC_0001» и «DSC_0001 (1)».

Выход? Правильно. Переименовывать все файлы без исключения, чтобы их имена были, во-первых, полностью уникальными, и, во-вторых, содержали в себе хоть какую-то сортировочную информацию.

Все приличные программы-каталогизаторы позволяют переименовывать снимки в автоматическом режиме по заданному шаблону, так что эта работа не отнимает много времени. Лучше всего переименовывать файлы непосредственно в момент импорта их на компьютер, и уж в любом случае это нужно сделать до того, как они отправятся на хранение в основной архив.

Имена файлов можно составить по следующей схеме: <дата>_<место или событие>_<порядковый номер>. Например, «140812_Прага_0086». Это имя уникально и информативно. Оно говорит о том, что снимок был сделан в 2014 году в августе месяце 12 числа в городе Праге и имеет порядковый номер 86. Файлы с подобными именами отлично сортируются и их очень легко искать, пользуясь стандартными поисковыми функциями операционной системы или файлового менеджера.

Как и в случае со структурой каталогов вы вольны придумать собственный шаблон имени файла. Имя может начинаться не с даты, а с места или предмета съёмки; можно обойтись только датой и порядковым номером; можно ввести дополнительные переменные, взятые из метаданных, вроде модели фотоаппарата или фокусного расстояния объектива. Выбор за вами. Главное здесь – системность, единообразие и постоянство.

Резервное копирование

Необходимость резервного копирования настолько очевидна, что об этом, кажется, не стоило бы и напоминать, но я всё-таки напомню, поскольку и сам иногда забываю сделать бэкап. В один прекрасный день жёсткий диск со всеми вашими фотографиями без какого бы то ни было предупреждения накроется медным тазом, причём сделает это в самый неподходящий момент. Это абсолютно неизбежно. Если с вами такого ни разу не происходило, то, возможно, вы просто ещё недостаточно долго занимаетесь фотосъёмкой. В любом случае нужно быть готовым к худшему.

Купите внешний жёсткий диск и регулярно копируйте туда содержимое своего фотоархива. С периодичностью определитесь сами. Можно делать копирование раз в неделю, а можно совмещать эту процедуру с импортом новых снимков на компьютер – как вам будет удобно. При желании можно даже наладить автоматическую синхронизацию двух дисков.

Если вы не боитесь прослыть параноиком, можно завести сразу два диска для резервного копирования и один из них хранить вне дома (в гараже, у родственников, в банковской ячейке – где угодно). Копирование осуществляется на тот диск, что под рукой. Раз в неделю (или с иной периодичностью) диски меняются местами. Так вы получаете шанс сохранить большую часть своих фотографий даже в том случае, если на ваш дом упадёт метеорит.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

© 2024 mchard.ru -- Ноутбук. Работа с текстом. Монитор. Гаджеты. Компьютер. Skype. Восстановление